Ответы команд по второму туруКоманда "Урал-Волга"скрытый текст
1 -
Чувашский праздник Сурхури во многом напоминает привычные для нас Рождество, Святки. И отмечают его с 7 по 19 января. Этот праздник ждут и взрослые, и детвора. Сурхури — повод увидеться с родней, друзьями, пообщаться и повеселиться до утра. В новогоднюю ночь спать не полагалось… А поутру начинались новогодние катания на санях. Обычно парни и девчата ездили вокруг деревни по ходу солнца. Но обязательный атрибут праздника — самые разные гадания.
Само его название — «Сурхури» («овечий дух», «овечья нога») — происходит от шуточного гадального обряда. «Девушки и парни заходили в хлев по очереди и в темноте, на ощупь, ловили за заднюю ногу овцу, — подсказала Татьяна Данилова, педагог дополнительного образования чувашской этнокультурной группы центра творческого развития и гуманитарного образования «Этнос». — Попадалась белая — считалось, жених будет светловолосым, а если черная, значит, и суженый встретится темноволосый. Молодая овца сулила молодую жену… Старая — невесту в годах».
- 2 -
У многих народов существовали традиции, при которых ребенку давали два имени. Например, одно из имен было детское, а другое — взрослое, этим именем человека начинали называть после свадьбы. По другим обычаям, одно имя было тайное, известное лишь ближайшим родственникам и употреблявшееся в особых случаях. Чуваши всегда скрывали свои истинные имена. Сейчас обычай еще сохранился: оберегая своих детей, родители нередко дают им двойные имена.
- 3 -
Еще одним древним обрядовым жертвенным блюдом был юсман — очень тонкая лепешка небольшого размера из пресного полбенного теста. В него обязательно добавляли кислое молоко, а в древности кровь жертвенных животных.
- 4 -
Иван Яковлевич Яковлев (25.04.1848–23.10.1930гг.) родился в семье удельного («государственного») крестьянина в деревне Кошки — Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии.
Выдающийся деятель культуры и просвещения чувашского народа, педагог-демократ, писатель, переводчик, создатель дидактики двуязычной начальной школы в России, современной чувашской письменности, Почетный член Британского и Иностранного библейского общества в Лондоне (1913).
Имя Яковлева присвоено Чувашскому государственному педагогическому институту (ныне педагогическому университету), общеобразовательным средним школам в селах Аликово и Бичурино (1958 г.), в Чебоксарах ему установлен памятник, открыт мемориальный музей, его именем назван проспект.
- 5 -
Журнал назывался «Сунтал» («Наковальня»).
- 6 -
Летом 1551, во время основания московитами г.Свияжска, было осуществлено присоединение чувашей Горной стороны в состав Русского государства.
После падения в 1552 Казани и подавления антимосковских мятежей 1552—57 в подданство Москвы перешли и чуваши, проживавшие на Луговой стороне.
- 7 -
Для йăва — особых праздничных печений, в виде шариков, диаметром 2—3 см могли использовать тесто из различной муки, кроме ржаной. В него добавляли масло, кислое молоко, иногда мед. Шарики пекли в печи до золотистого цвета, подавали на стол, полив маслом или медом.
- 8 -
Первая антология чувашской литературы «Сказки и предания чуваш. Чăваш халлапĕсем» вышла в 1908 году.
- 9 -
В источниках, относящихся к левобережью Казанского Поволжья, этноним “чуваши” впервые встречается под 1508 г. Первый документ, называющий переселившихся на Чепцу (Северная Удмуртия) булгаро-чувашей чувашами, относится к 1510 г. В русских актах и летописях наиболее раннее упоминание этнонима “чуваши” по одним данным относится к 1521 г., по другим к 1524г.
- 10 -
Первая антология чувашской словесности «Чувашские разговоры и сказки». Антология была издана в 1853 году в типографии Казанского университета.
Книга «Чувашские разговоры и сказки» состоит из трех основных частей. Первую часть составляет очерк С.М. Михайлова «Краткое этнографическое описание чуваш», вторую – образцы чувашского фольклора, третью – тексты оригинальных литературных произведений.
Во вторую – фольклорную - часть антологии включены популярные народные песни того времени «Чим чим кызыя!» (Синичка), «Айда инге вурмана…» (Пойдем, сноха, в лес гулять…), песня чувашских ребят «Адир каяр сирлана…» (Идем, идем по ягоды), пять гостевых песен, исполняемых в благодарность за новый хлеб. Среди них имеются старинные варианты современной чувашской застольной песни «Алран кайми аки-сухи». Кроме песен, здесь представлены пословицы и приметы, загадки и прибаутки, сказки.
1+1+2+1+1+1+2+1+1+0=11
Команда "КСШ-50"скрытый текст
1 Народный праздник Сурхури. Название праздника дословно переводится как «овечья нога». Его праздновали после окончания всех трудовых работ, сбора урожая. Люди желали друг другу хорошего приплода и урожая в новом цикле сельскохозяйственных работ. Традиционно девушки и юноши гадали. Одн о из гаданий состоит в том, что девушка должна в темноте схватить овцу за ногу в овчарне – какого цвета овца попадется, таким будет и суженый.
2 Оберегая своих детей, родители нередко дают им двойные имена. Сам чувашский народ тоже часто давал себе другие имена. Но с введением христианства у чувашей тоже появились двойные имена: русские и свои, национальные.
3 лепешки юсман и пашалу
4 Иван Яковлевич Яковлев — чувашский просветитель конца XIX — начала XX веков.
В 1875 году Иван Яковлев был назначен инспектором чувашских школ Казанского учебного округа, куда входили учебные заведения Казанской, Симбирской, Самарской, Саратовской, Астраханской и Вятской губерний с центром пребывания в г. Симбирске. С этого времени развернулась его педагогическая и просветительская деятельность, ставшая делом его жизни. он осуществлял административное и педагогическое руководство Симбирской чувашской школой, преподавал в ней, открывал и инспектировал школы в местностях с чувашским населением, разрабатывал педагогические и методические принципы обучения в национальной школе. Он составлял и выпускал учебники и учебные пособия, писал рассказы, организовывал перевод на родной язык учебной, художественной, сельскохозяйственной, медицинской и другой литературы. При прямом участии чувашского просветителя И.Я. Яковлева в 1908 году вышла в свет книга «Сказки и предания чуваш. Чăваш халлапĕсе. В середине 19-го века выдающийся чувашский просветитель Иван Яковлев создает чувашский алфавит на основе русского алфавита. По своей фонетической структуре язык занимает особое место среди тюркских, являясь единственным живым языком булгарской ветви
5 1924 — Выход первого номера журнала «Сунтал» («Наковальня»)…
6 Летом 1551, во время основания московитами г. Свияжска, было осуществлено присоединение чувашей Горной стороны в состав Русского государства.
После падения в 1552 Казани и подавления антимосковских мятежей 1552—57 в подданство Москвы перешли и чуваши, проживавшие на Луговой сторо� �е.
7 шарики йыва
8 1908 первая чувашская антология «Сказки и предания чуваш. Чăваш халлапĕсем» …
9 1508 год
10. 10. Ашмарин, Николай Иванович (1870-1933).
Сборник чувашских песен, записанных в губерниях 1900
Казанской, Симбирской и Уфимской/ Н. И. Ашмарин .- Казань : типо-лит. Имп. Ун-та , 1900
1+1+2+1+1+1+2+1+1+0=11
Команда "Не придумали"скрытый текст
1. Сурхури
скрытый текст
2. В древности у чуваш часто встречались имена в честь животных и птиц. Например, женские имена Чěкеç (Ласточка), Чакак (Сорока). Данные имена давались детям в том случае, если в семье очень часто умирали от болезней дети. Для того, чтобы обмануть смерть, новорождённым детям давали имена животных и птиц.
оберегая своих детей, родители нередко дают им двойные имена.
3. Юсман — очень тонкая лепешка небольшого размера из пресного полбенного теста. В него обязательно добавляли кислое молоко, а в древности кровь жертвенных животных.
4. Иван Яковлевич Яковлев - чувашский просветитель конца XIX — начала XX веков.
1871—1873 гг.- создание чувашской письменности, издание букваря и учебника для чувашских школ
1890 г. — Преобразование Симбирской центральной школы в учительскую
1901 г. — Открытие женских педагогических курсов при Симбирской чувашской учительской школе
подробнее
httpru.wikipedia.orgwiki%D0%AF%D0%BA%....81.D1.82.D0.B8
5. Литературно-художественный журнала «Сунтал», (Наковальня), первый номер которого вышел в июле 1924 г.,
скрытый текст
6. В кон. 1546 восставшие чуваши и горные марийцы призвали на помощь русские войска. Летом 1551, во время основания московитами г. Свияжска, было осуществлено присоединение чувашей Горной стороны в состав Русского государства.
После падения в 1552 Казани и подавления антимосковских мятежей 1552—57 в подданство Москвы перешли и чуваши, проживавшие на Луговой стороне.
7. Йăва (колобок) - являлось древним видом печения, что подтверждается культовым характером его потребления. Прежде всего употребление йăва имело связь с культом плодородия скота. Йăва было принято есть на празднике сурхури, чтобы обеспечить плодородие овец. Ели йăва с молитвой Турă, ĕрчет сурăхсене, йăва чухлĕ пĕр карта сурăх пултар (Боже, умножь число овец, пусть в скотной карде будет столько овец, сколько йăва). Печенье йăва служило также угощением на масленице, пасхе, свадьбе.
8. «Сказки и предания чуваш. Чăваш халлапĕсем», издана в 1908 году в Типографии А. и М. Дмитриевых в г. Симбирск к сорокалетнему юбилею Симбирской чувашской учительской школы. Это было первое печатное собрание чувашских оригинальных поэтических произведений. Составитель и редактор сборника - чувашский просветитель Иван Яковлевич Яковлев.
9. Считается, что первое упоминание наименования чуваш встречается в т. н. Типографской летописи под 1521 г., в сообщении о свержении казанского хана Шигалея (Шах-Али)
Цитата
...Того же лета, мая прииде весть великому князю Василью Ивановичю всея Руси, что казанский сегит (т. е. сейид - высшее духовное лицо. - Прим. ред.) и вси князи казанскиа, и татарове, и мордва, и черемиса, и чюваши, и всии люди Казанския земли изменили великому князю, и взяли собе на царство крымскаго царевича Саап Керея (Саиб-Гирея. - Прим. ред.), а посланнаго великим князем царя Шаагалия с царства збили...
линк httpforum.svrt.ruindex.phpshowtopic=4...eaded&pid=85014
10. В 1893 г. В.А.Мошков опубликовал интересную и содержательную работу под названием «Материалы для характеристики музыкального творчества инородцев Волжско-Камского края»2 . Наряду с песнями других народов Волго-Уральского региона (татар, марийцев, мордвы, удмуртов) в работу были включены и чувашские произведения, которые он записал от солдат низших чинов, служивших в войсках Варшавского военного округа. От чувашей исследователь записал 70 песен и 7 инструментальных мелодий. 22 песни и мелодии (№№ 53—75) ему напел и сыграл некто Алексей Ермолаев из деревни Базлык Белебеевского уезда Уфимской губернии, который оказался хорошим знатоком народных песен и талантливым их исполнителем на гуслях.
В дореволюционной России исследование Мошкова явилось первым серьезным исследованием чувашской народной музыки, а также очередной публикацией песен и напевов поволжских чувашей после книги А.Ф.Риттиха (1870). В упомянутой книге Риттихом были напечатаны три чувашские песенные мелодии и один инструментальный наигрыш.
1+1+2+1+1+1+2+1+0+0=10
Команда "Монашки в бегах"скрытый текст
1. название этого праздника трактуется по-разному: и как "овечья нога" и как "дух-хозяин овец". Как называется праздник? Расскажите немного о нем.
СУРХУРИ
Истинно языческий чувашский праздник в середине зимы. Само слово сурхури или верховое сорхори означает "овечья нога". Откуда появилось такое название этого праздника, об этом скажем ниже при ознакомлении с повериями и народными обычаями, связанными с этим днем. В Улхаше чуваши-язычники отмечают его 6-го января в день русского крещения. По утверждению В.К.Магницкого, северные чуваши раньше его отмечали где-то в конце декабря, на третью пятницу после Николина дня (6-го декабря). Это приблизительно совпадает с русским рождеством, в связи с чем среди крещеных чувашей он сегодня уже полностью потерял свой древний языческий характер, и нынче уже само рождество называют сорхори.
Однако южные чуваши-язычники все еще различают русское рождество (раштав - рождество, это же слово в искаженном виде) и сурхури. Последний отмечают по древнему обычаю.
Это - праздник молодежи, праздник парней и девушек. Ни с каким религиозным обрядом или ритуалом он не связан. По этой причине не подтверждается мнение В.К.Магницкого о том, что сурхури является благодарственным праздником Богу за блага относительно хлеба и иные дары.
Чуваши благодарственные праздники отмечают с регулярными жертвами и с соответствующими им молитвами. Однако этот праздник не имеет ни религиозного, ни благодарственного характера и состоит из сплошных увеселений, шалостей и шуток. Само название праздника происходит от шуточного гадательного обряда.
И у черемисов известен этот праздник под названием "овечья нога" (шорок йол), так же как и у чувашей. У них тоже колорит всему празднику придают гадательные обряды без всякой религиозной обрядности. Подобно северным чувашам, черемисы также празднуют его в пятницу до русского рождества или после него*.
Южные чуваши-язычники этот праздник отмечают следующим образом. За три дня до сурхури две девушки вместе в деревне обходят все дома, где имеется дочь-невеста, собирая в них солод и крупу для пива и каши. Все это приносят в какой-нибудь пустующий дом, там варят пиво, готовят кашу, иногда варят-жарят и другие блюда. Когда наступает вечер праздника, все парни и девушки собираются в этом доме. Едят, пьют, веселятся, пляшут, одним словом, всю ночь проводят в своем молодежном веселом кругу. А на следующее утро приходят родители парней и девушек, но в основном только отцы на ковш пива. Их сажают на почетное место в избе и по очереди угощают их пивом. Пока старик в руках держит пивной ковш, девушки поют при нем шуточные песни подобно тому, как это принято на девичьем пиве**. По завершении песни кланяются перед ним на полу с поникшей головой. Поклон здесь состоит в том, что садятся перед ним на корточки и своими руками касаются ступней старика. Как правило, за это полагается пара копеек в подарок, которые отдают музыкантам, скрипачам. До обеда все вместе веселятся, а потом все расходятся по домам. Однако вечером парни и девушки опять-таки собираются в том же доме, веселье и танцы продолжаются, как и в предыдущий день.
В связи с сурхури бытует целый ряд обычаев - различные гадания среди молодых, которые все проводятся еще в первый вечер праздника.
Самый значительный из обрядов, от которого праздник и получил свое название, это "л о в л я о в е ч ь е й н о г и" (сурхури тытма). Юноши, девушки выходят из дому по очереди и идут в хлев. Там в темноте на ощупь ловят первую попавшуюся овцу, одной рукой держат ее за ногу, а другой выщипывают у нее клок шерсти и приносят в избу. И потом гадают. Кто поймал ногу белой овцы, у того муж или жена будут светловолосыми. А кто поймал ногу черной овцы - темноволосыми.
А парни относительно хорошего или плохого гадают еще так. Ночью первого дня выходят во двор и валяются в снегу таким образом, чтобы остался отпечаток. На нем ставят даже какую-нибудь отметку, чтобы не перепутать с другими. Утром на рассвете каждый рассматривает свой отпечаток. Если тот остался целым, или только ветром надуло на него какую-нибудь соломинку, то есть он чистый, это значит к добру. Если его запачкала собака или другая скотина, то это толковалось как плохая примета.
Раньше еще и так гадали. Гнет укладывали вдоль двора на снегу, потом выводили из конюшни одного из коней хозяина. Его брали за уздечку парень или девушка и переводили через жердь. Если конь не спотыкался о жердь, это означало, что у этого человека будет хороший муж или жена. А если споткнется, то плохой. (Улхаш).
На северных территориях Чувашии в окрестностях Вомпукасов, согласно обычаю, парни и девушки вечером этого дня (у них вечер под рождество), обходят все дома с криком сорхори-сорхори, и их в каждом доме угощают. Когда обходят таким образом всю деревню, на краю деревни каждый втыкает свою палку в снег, ложится рядом с ней и слушает. Если послышится девичий голос, парень старается определить, откуда он раздается, так как с той стороны будет невеста. А если ему послышится из-под снега голос какого-либо животного - петуха или собаки, также необходимо определить, с какой стороны он раздается: если с востока - это к добру, если с запада - это к худому.
По описанию В.К.Магницкого, раньше парни, ребята постарше в этот день ходили по домам и собирали крупу и бобы с такими словами:
Ме-е-е, пусть овцы приносят ягнят,
Пусть девушки останутся девственницами,
Пусть женщины рожают детишек.
Все собранное сносили потом в один дом, где варили кашу и ели ее. Потом они тоже гадали*.
2. Почему у чуваш двойные имена?
появление разных названий одного народа базируется на традиции: чуваши всегда скрывали свои истинные имена. Сейчас обычай еще сохранился: оберегая своих детей, родители нередко дают им двойные имена. Сам чувашский народ тоже часто давал себе другие имена.
3. Эти лепешки использовались для жертвоприношения злым духам - киреметям. Также их использовали во время летних молений. Как они называются?
хăймалу. На киремети в качестве жертвоприношений духам предков йыхăраççĕ использовались мучные и молочные продукты хăймалу. После поклонений на киремети люди идут на ичук и там проводят калăм...
4. Назовите человека, изображенного на фото. Какой вклад он внес в развитие Чувашии?
Иван Яковлевич Яковлев — выдающийся чувашский просветитель конца XIX — начала XX веков, переводчик Библии на чувашский язык.
Иван Яковлевич Яковлев родился 25 апреля 1848 года в семье удельного («государственного») крестьянина в деревне Кошки — Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне — Тетюшский р-он Республики Татарстан). Рано оставшись без родителей, он был усыновлен семьей русского крестьянина Пахомова, однодеревенца. Имя и фамилию будущий педагог получил по имени и фамилии своего крестного отца Ивана Яковлева.
В 1856 году по предписанию удельного ведомства И. Яковлев был отдан на учёбу в удельное училище в с. Старые Бурундуки Буинского уезда. По окончании его, как лучший ученик, в 1860 году был принят в уездное училище в г. Симбирске. В конце этого же года с группой учеников 1 класса И. Яковлев был переведен в только что открывшиеся при Симбирской мужской гимназии землемеро-таксаторские классы, где проучился до 1863 года. По окончании учёбы он был направлен на службу в Симбирскую удельную контору и около четырёх лет проработал сельским мерщиком.
И.Я.Яковлев считается также одним из последователей и продолжателей дела выдающегося православного миссионера Н.И.Ильминского, с которым он состоял в близком родстве, будучи женатым на его приёмной дочери Е.А.Бобровниковой. Именно благодаря И.Я.Яковлеву было положено начало перевода на чувашский язык Библии. Эта кропотливая работа, продолжавшаяся с начала 1870-х годов, заняла многие десятилетия. Причём, как подчёркивал сам И.Я.Яковлев, он всегда старался делать перевод так, "чтобы книги Священного писания были понятны везде и всем и в то же время были бы правильны и точны со славянским и греческим текстами". Благодаря И.Я.Яковлеву и его многочисленным помощникам, до 1906 года были переведены на чувашский язык и изданы: Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, Деяния святых Апостолов и Откровение Иоанна Богослова. Затем И.Я.Яковлев приступил к переводу и изданию книг Ветхого Завета, но закончить это богоугодное дело, к сожалению, так и не успел.
5. Это журнал вышел в свет впервые в 1924 году. Как он назывался?
Члены Союза писателей и журналистов (20 человек) обсудили вопрос издания литературного журнала на чувашском языке, название определили «Сунтал» («Наковальня»)- ныне «Ялав» («Знамя») Аркадий Золотов.
6. Когда Чувашский край вошел в состав Русского государства
1) Чуваши не раз выступали против гнета казанских ханов и татарских феодалов. Их предводителями, согласно преданиям и письменным источникам, были Кочак, Пиге, Анчик, Сарый-батыр, Тугай, Амак и др. В кон. 1546 восставшие чуваши и горные марийцы призвали на помощь русские войска. Летом 1551, во время основания московитами г. Свияжска, было осуществлено присоединение чувашей Горной стороны в состав Русского государства (см. Присоединение Чувашии к России).
После падения в 1552 Казани и подавления антимосковских мятежей 1552—57 в подданство Москвы перешли и чуваши, проживавшие на Луговой стороне. Войдя в состав России, чуваши избавились от исламско-татарской ассимиляции, сохранили себя как народность. В Чувашии были построены города-крепости Чебоксары (первое упоминание в летописях в 1469, основан как город-крепость в 1555), Алатырь, Цивильск, Ядрин, которые вскоре стали торгово-ремесленными центрами. Во 2-й пол. 16—17 вв. заселяются юж. и юго-зап. части Чувашии, покинутые в 14—нач. 15 столетий из-за разбойных нападений татар-ногайцев. В Чувашии получили распространение землевладения рус. свет. и духов. феодалов (в сер. 18 в. в крае числилось более 200 помещичьих, 8 монастыр. владений), росла числ. русских (в 1795 они составляли 19,2 % всего населения). Центром консолидации и роста чуваш. народности стала правобереж. обл. расселения. В 16—17 вв. значител. часть чувашей Приказанья и Заказанья переселилась в Ниж. Закамье и Башкирию, другая часть — в правобереж. Чувашию, а оставшиеся на месте чуваши слились с татарами. Во 2-й пол. 16—17 вв. правобереж. чуваши заселили юго-вост. часть Чувашии, в 17—18 вв. переселились в Ниж. Закамье, Башкирию, Симбир., Самар., Пензен., Саратов., Оренбург. края. В 1795 из 352,0 тыс. всех чувашей в России на терр. будущей Чувашии проживало 234,0 тыс. (66,5 %), а за её пределами — 118,0 тыс. чел.
Чувашия стала областью относительно высокой земледел. культуры. Осн. традиц. занятия населения — пашен. земледелие, животноводство, хмелеводство, пчеловодство. Большое распространение получили промыслы по обработке дерева, кожи, шерсти, волокна и пр. С целью пресечения изготовления оружия, применяемого в нар. движениях, цар. прав-во в нач. 17 в. запретило чувашам и др. поволж. народам заниматься кузнечным и серебряным делом (вплоть до 19 в.). Во 2-й пол. 17 в. в городах Чувашии возникли кожевен., винокурен., салотопен. и др. предпр. рус. купцов. К сер. 19 в. в Чувашии насчитывалось ок. 150 кирпич., меднолитей., прядил., шелковопоясных и др. мелких предпр. В 18 — 1-й пол. 19 в. в крае действовало до 15 вотчинных кожевен., сукон. и др. мануфактур, имелись стекол. и сукон. ф-ки.
Чуваш. крестьяне платили в цар. казну денеж. и хлеб. ясак, несли трудовые повинности, поставляли в рус. армию по одному воину с 3 ясаков (с 6 дворов). В 20-х гг. 18 в. они были включены в разряд государственных крестьян, ясак заменен подушной податью и оброком, размеры к-рых в 18— 1-й пол. 19 в. систематически росли. Чуваш. крестьян эксплуатировали рус. и татар. купцы и ростовщики, собствен. патриархально-феод. прослойка — пуяны и коштаны. В 17 в. чуваш. окруж. князья, сотенные и десятные князьки и тарханы постепенно редели, в 1718—23 вместе со служилыми чувашами по указу Петра I они были уравнены с гос. крестьянами и приписаны к выполнению лашман. повинности. В 1830-х гг. ок. 100 тыс. чуваш. крестьян было передано ведомству уделов — стали крепостными цар. фамилии. Чуваши призывались на воен. службу в рус. армию, участвовали в Ливон. войне (1558-83), борьбе против польско-швед. интервенции (1611-14), польских походах, русско-турецких войнах 18 в. В Отечеств. войне 1812 тысячи чувашей самоотверженно сражались против наполеонов. полчищ.
В середине XVIII в. чувашей подвергли христианизации, но до 70-х гг. 19 в. их крещение носило формальный характер, проповеди велись на старославян. и рус. языках и были непонятны чувашам. Фактически они оставались приверженцами дохристиан. веры.
В XVI—XVII вв. территория Чувашии управлялась Приказом Казанского дворца, в нач. XVIII в. включена в состав Казанской и Нижегородской губерний, по административной реформе 1775 г. вошла в Казанские и Симбирскую губернии. Эксплуатация, произвол и бесчинства чиновников, насильственное насаждение православия приводили к сопротивлению населения. Чуваши участвовали во всех крупных выступлениях народных масс, затрагивавших Среднее Поволжье в XVI—XIX вв.: в 1571—1573 гг., в начале XVII в., в 1634 г., крестьянские восстания С. Т. Разина и Е. И. Пугачева. В 1842 г. произошло вооруженное восстание чувашских и марийских крестьян (т. н. Акрамовская война) против реформ П. Д. Киселева управления гос. крестьянами, в восстании участвовало до 10 тыс. чел.
В XIX в., особенно после отмены крепост. права, в Чувашии развивается капиталистические отношения, происходит социальное расслоение деревни, выделяется малочисленная торгово-пром. буржуазия. Однако по сравнению с центральными районами России этот процесс шел намного медленнее, с преобладанием первичных форм кап. предпринимательства. Ко времени отмены крепостного права промышленность Чувашского края была представлена двумя суконными и тремя винокуренными заводами, которые за исключением одной суконной фабрики, принадлежали помещикам. Кроме них действовали небольшие поташные, стекольные, шелковопоясные мануфактуры. В конце XIX — начале XX в. действовали до трех десятков фабрик и заводов, оформился немногочисленный пролетариат: в промышленности и на транспорте было занято ок. 6 тыс. чел.
В 1878 г. возникло первое акционерное общество «Товарищество алатырских паровых и водяных мельниц». В лесной промышленности и лесоразработках в конце XIX в. на сезонных работах ежегодно были заняты десятки тысяч чел. С 80-х гг. XIX в. развивается фабрично-заводское лесопиление, до сер. 90-х гг. XIX в. работали 6 лесопильных заводов. Более 8 % мужского трудоспособного населения края было занято на отхожих промыслах.
Развивалась транспортная сеть. Пароходное общество «Дружина» в 1860 г. в Звениговском затоне Чебоксарского уезда основало механический завод для постройки и ремонта судов. Чебоксарская пристань в 1860-х гг. отпускала товаров более 28 000 т, а в начале XX в. — ок. 16 700 т. С 1878 г. параход «Неожиданный» начинает совершать рейсы Алатырь-Васильсурск. В 1891—1894 гг. шло строительство железнодорожной линии Алатырь — Шихраны (Канаш) — Казань Московско-Казанской железной дороги. Вдоль нее возникли предприятия по деревообработке, которая с конца XIX в. стала осн. отраслью промышленности Чувашского края. В 1894 г. вступают в строй Алатырские железнодорожные мастерские, ставшие самым крупным предприятием края.
Абсолютное большинство населения Чувашии (ок. 96 %) проживало в сельской местности. Его численность возросла с 436 тыс. в 1859 г. до 660 тыс. в 1897 г. В пореформенный период земледелие постепенно приобретает черты капиталистического хозяйства. В 1905 г. казне и уделу принадлежало 36,4 % земли, помещикам и духовенству — 5,4 %, купцам и мещанам — 1 %, крестьянам-общинникам — 54 %, крестьянам-собственникам — 2,7 %, прочим — 0,5 %. Надельная крестьснская земля находилась в распоряжении сельской общины, что тормозило развитие капиталистических отношений. Результаты столыпинской аграрной реформы оказались в Чувашии незначительными.
На рубеже 19—20 вв. в нар. массы проникают социал-демократические идеи. Революционные волнения 1905—1907 годов и последующее десятилетие отмечено выступлениями рабочих и крестьян против самодержавия, отмену недоимок и косвенных налогов, против проведения в жизнь столыпинской аграрной реформы. Зарождается движение за национальный подъем, растет национальное самосознание народа. Этому способствовала первая чувашская газета «Хыпар» («Вести»), выходившая в 1906—1907 гг.
В годы Первой мировой войны крестьянство испытывало большие трудности. Хозяйства, главы которых были мобилизованы, разорялись. Росло недовольство войной. Осенью 1916 начались антивоенные выступления.
После февральского переворота в городах и некоторых волостях Чувашии вместе с органами Временного правительства организовываются Советы, большинство которых возглавляли эсеры и меньшевики. В июне 1917 г. в Симбирске на общечувашском съезде учреждено Чувашское национальное общество (ЧНО), поддерживавшее Временное правительство. Во главе ЧНО находились эсеры. Другое крыло национального движения не имело завершенной организационной структуры и было в основном представлено национальными организациями солдат и матросов по месту службы, придерживавшимися большевистских взглядов. Эти два направления разошлись после Октябрьского переворота и в ходе Гражданской войны.
2) Учитывая волеизъявление народа, 24 июня 1920 года ВЦИК и Совнарком РСФСР приняли постановление, подписанное В. И. Лениным и М. И. Калининым, об образовании Чувашской автономной области, как части РСФСР. А в конце 1924 года руководящие органы Чувашии представили проект преобразования в ЧАССР. 21 апреля 1925 года Всероссийский Центральный Исполнительный комитет постановил преобразовать Чувашскую автономную область в Чувашскую автономную Советскую Социалистическую Республику. Затем постановлением ВЦИК от 20 июня к Чувашской АССР были присоединены следующие волости Алатырского уезда Симбирской губернии: Алатырская с городом Алатырем, Порецкая и Кувакинская, с населением 121 464 человека.
19 октября 1990 года происходит переименование Чувашской АССР в Чувашскую Советскую Социалистическую Республику. В том же месяце 1990 года Верховный Совет принимает «Декларацию о государственном суверенитете Чувашии». С 13 февраля 1992 года с принятием Закона «Об изменении наименования Чувашской ССР» Чувашская ССР стала называться Чувашская Республика.[9]
До 2001 года транслитерация на русскую письменность чувашского названия республики «Чӑваш Республики» включалось в полное официальное название субъекта федерации на русском языке в Конституции РФ (ст. 65). В 2001 году оно было изменено на «Чувашская Республика — Чувашия».
7. Эти съедобные шарики пекли в печи прям на поду. Их употребляли в качестве праздничного лакомства для детей. Как они называются?
Из кислого хлебного теста готовили çÿхÿ и кăвас икерчи. Такие печения пекли на сковороде, пока горели дрова. Лепешки (капăртма) и колобашки (хăпарту) также готовили из кислого теста, замешанного из полбенной (позднее пшеничной) муки. Их пекли либо на сковороде, либо на золе.
Йăва (колобок) - являлось древним видом печения, что подтверждается культовым характером его потребления. Прежде всего употребление йăва имело связь с культом плодородия скота. Йăва было принято есть на празднике сурхури, чтобы обеспечить плодородие овец. Ели йăва с молитвой: "Турă, ĕрчет сурăхсене, йăва чухлĕ пĕр карта сурăх пултар" ("Боже, умножь число овец, пусть в скотной карде будет столько овец, сколько йăва"). Печенье йăва служило также угощением на масленице, пасхе, свадьбе.
8. Назовите дату выхода в свет первой антологии чувашской литературы. Как она называлась?
Чувашское книжное издательство было образовано 12 ноября 1920 года (первоначальное название Чувашское отделение Государственного издательства). В последнее десятилетие активизировалось издание ранее невостребованной и запретной литературы. Вышли собрания сочинений М. Юмана, В. Рзая и других. Читатели получили в переводе на чувашский язык «Новый завет» и другую религиозную литературу. Переизданы произведения классиков чувашской литературы, в том числе шеститомник П. Хузангая и пятитомник Я. Ухсая, двухтомник В. Митты. Богатое духовное наследие народа демонстрируют многотомное собрание чувашского фольклора, собрание сочинений С. Михайлова, монография В. Каховского «Происхождение чувашского народа», «Антология чувашской литературы», «Краткая чувашская энциклопедия» и др.
9. В каком году чуваши впервые были упомянуты в русских актах?
Предки верховых чувашей (вирьял) — тюркские племена БОЛГАР, пришедшие в VII—VIII вв. из северо-кавказских и приазовских степей и слившиеся с местными финно-угорскими племенами. Самоназвание чувашей, по одной из версий, восходит к названию одного из родственных болгарам племён — сувар, или суваз, суас. В русских источниках упоминаются с 1508.
1521 г. — Первое упоминание чувашей в русских летописях.
10. Назовите дату выхода в свет первой антологии чувашских народных песен. Как она называлась.
Кондратьев Михаил Григорьевич, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации - Составил антологии чувашских народных песен («Песни низовых чувашей». Кн. 1. 1981; Кн. 2. 1982; «Песни средненизовых чувашей». 1993; «Çĕр çавра юрă» [«Сто строф»]. 1998). Ряд работ посвящен типологическим и генетическим параллелям в музыке народов Поволжья и Приуралья.
1+1+0+1+1+1+2+0+1+0=8
Команда "Эффект тумана"скрытый текст
1.Шорыкйол (Святки) – «Овечья нога». Шорыкйол - один из самых известных марийских обрядовых праздников. Он отмечается в период зимнего солнцестояния (с 22 декабря) после нарождения новой луны. Православные марийцы празднуют его в одно время с христианским Рождеством (6 января). Однако первым днем праздника является пятница (в прошлом традиционный день отдыха у марийцев), которая не всегда совпадает с Рождеством. Праздник имеет несколько названий. У большей части марийского населения закрепилось название Шорыкйол - «овечья нога», от совершаемого в праздничные дни магического действия — дергания овец за ноги с целью «вызывания» в новом году большого приплода овец.
В прошлом марийцы связывали с этим днем благополучие своего хозяйства и семьи, перемены в жизни. Особенно большое значение имел первый день праздника. Встав рано утром, вся семья выходила на озимое поле и делала небольшие кучки из снега, напоминающие стога и скирды хлеба (лум каван, шорыкйол каван). Их старались делать как можно больше, но всегда в нечетном количестве. На стожки втыкали ржаные колосья, а некоторые крестьяне зарывали в них блины. В саду трясли ветки и стволы плодовых деревьев и кустарников, чтобы в новом году собрать богатый урожай фруктов и ягод. В этот день девушки ходили по домам, обязательно заходили в овчарни и дергали овец за ноги. Подобные действия, связанные с «магией первого дня», должны были обеспечить плодородие и благополучие в хозяйстве и семье. К первому дню праздника был приурочен ряд примет и поверий. По погоде первого дня судили о том, какими будут весна и лето, делались предсказания об урожае: «Если снежную кучу, наметанную в Шорыкйол, занесет снегом - быть урожаю», «В Шорыкйол будет снег - будут овощи». Также в этот день привязывали овцу и поливали водой. Овца встряхивается, и нужно смотреть, в какую сторону полетят брызги, направо или налево, от этого зависел успех дела. Большое место занимали гадания, проведению которых крестьяне придавали серьезное значение. Гадания в основном были связаны с предсказанием судьбы. Девушки на выданье гадали о замужестве. Старшее поколение пыталось узнать о будущем семьи, стремилось определить плодородие урожая, насколько благополучным окажется их хозяйство.
Неотъемлемой частью праздника Шорыкйол является шествие ряженых во главе с основными персонажами - Стариком Василием и Старухой (Васли кува-кугыза, Шорыкйол кува-кугыза). Они воспринимаются марийцами как предвестники будущего, так как ряженые предвещают домохозяевам хороший урожай, увеличение приплода скота в подворье, счастливую семейную жизнь. Старик Василий и Старуха общаются с добрыми и злыми богами, поэтому они могут рассказать людям, как уродится урожай, какова будет жизнь для каждого человека. Хозяева дома стараются привечать ряженых как можно лучше. Их угощают пивом, орехами, чтобы не было нареканий на скупость.
Чтобы продемонстрировать свое мастерство и трудолюбие, вывешивают на обозрение свою работу — сплетенные лапти, вышитые полотенца и спряденные нитки. Угостившись, Старик Василий и его Старуха разбрасывают на пол зерна ржи или овса, желая щедрому хозяину изобилия хлеба. Среди ряженых часто встречаются Медведь, Лошадь, Гусь, Журавль, Коза и другие животные. Специально к празднику берегут лесные орехи, которыми угощают ряженых. Часто готовят пельмени с мясом (шыл подкогыльо). По обычаю в некоторые из них кладут монету, кусочки лыка, угля, овечьей шерсти и т.д. В зависимости от того, кому и что попадается во время еды, предсказывают судьбу на год. Во время праздника соблюдаются некоторые запреты: нельзя стирать белье, шить и вышивать, выполнять тяжелые виды работ.
Существенную роль в этот день играет обрядовая еда. Обильный обед на Шорыкйол должен обеспечить достаток в еде на предстоящий год. Обязательным обрядовым блюдом считается баранья голова, кроме нее готовят традиционные напитки и кушанья: пиво (пура) из ржаного солода и хмеля, блины (мелна), овсяные пресные хлебцы (шергинде), ватрушки с начинкой из конопляных семян (катлама), пироги с зайчатиной или медвежатиной (меранг але маска шыл когыльо), пекут из ржаного или овсяного пресного теста «орешки» (шорыкйол пу"кш).
2.В семьях, где часто умирали дети, последующих детей называли двойными именами, в состав второго имени входило слово "тукта" (остановись) - считалось, что это остановит смерть ,смерть обознается и не забрёт этого ребенка. А второе имя приживалось в деревне...Наряду с именами содержащими слово "тукта" встречались имена , которые переводятся как "собака не возьмет" (Итильмес)или "болезнь".
3.Ритуальные лепешки - (сăмсаллă-кă-вапаллă пашалу), юсманы .
Юсман — очень тонкая лепешка небольшого размера из пресного полбенного теста. В него обязательно добавляли кислое молоко, а в древности кровь жертвенных животных.
4.Иван Яковлевич Яковлев (1848-1930) - один из выдающихся деятелей культуры и просвещения дореволюционной России, талантливый педагог, ученый, мыслитель, организатор народного просвещения. Вся его жизнь и деятельность была посвящена благородному делу просвещения родного народа, способствовала формированию национальной интеллигенции, развитию культуры и росту национального самосознания чувашей.
И.Я. Яковлев родился в д. Кошки-Ново-Тимбаево Буинского уезда Симбирской губернии. Рано лишившись своих родителей, он был усыновлен семьей удельного крестьянина Пахома Кириллова.
В 1856 году помимо воли опекунов Ивана Яковлева отправили в Буинское удельное училище, с целью подготовить грамотного конторщика или землемера для удельного ведомства.
В эти годы большое влияние на формирование его характера оказала русская семья Мушкеевых, где он жил на квартире. Именно здесь он получил истинно русско-православное воспитание, она заронила в его душу семена любви и уважения к русскому народу, к его культуре.
После окончания начального училища И.Я. Яковлев как лучший ученик удельным ведомством был направлен в Симбирское землемерное училище, завершив которое он получил должность мерщика.
Поездки по деревням Симбирской, Самарской и Казанской губерний, знакомство с жизнью и бытом различных народов, встречи с прогрессивными людьми того времени значительно расширили его кругозор. У него зарождается мысль помочь родному народу, дать чувашам образование, приобщить их к русской культуре. Но для осуществления этой мечты надо было сначала получить образование самому.
Скопив немного денег, Иван Яковлевич начинает настойчиво добиваться увольнения с должности мерщика. В январе 1867 года ему, наконец, удалось освободиться от своих обязанностей, и он сразу переехал в Симбирск. Вскоре И.Я. Яковлев успешно сдал вступительные экзамены и был зачислен в 5 класс Симбирской классической гимназии. Поддержка со стороны передовых людей, поступление в гимназию окрылили его, и у него окончательно укрепилась мысль об организации чувашской школы.
Осенью 1868 года И.Я. Яковлев пригласил к себе нескольких мальчиков из деревни - Алексея Рекеева, Егора Улюкина, Василия Каликарова и Ивана Исаева. Все ученики поселились с ним на одной квартире и содержались на средства, зарабатываемые Иваном Яковлевичем частными уроками. Так 135 лет тому назад было положено начало Симбирской чувашской учительской школе. Несмотря на занятость делами частной школы Яковлев отлично учился. С каждым годом расширялась его учебно-педагогическая деятельность, возрастал интерес к наукам.
В 1870 году, окончив гимназию с золотой медалью, И.Я. Яковлев поступает учиться в Казанский университет. Здесь "он знакомится с Н.И. Ильминским, известным педагогом, ученым-ориенталистом и становится последователем его теории о первоначальном обучении инородцев на родном языке. В годы его учебы заботы о Симбирской чувашской школе взял на себя Илья Николаевич Ульянов, работавший инспектором народных училищ Симбирской губернии. По его рекомендации в школу назначались лучшие учителя, а в 1871 по его настоянию Министерство народного просвещения году официально признало существование Чувашской школы.
В 1875 году, после окончания университета, И.Я. Яковлев был назначен инспектором чувашских школ Казанского учебного округа. Чувашский просветитель добивался распространения грамотности среди народа, основал много новых школ, для работы в которых направлялись выпускники Симбирской чувашской учительской школы. И.Н. Ульяновым и И.Я. Яковлевым впервые в чувашских школах было начато женское образование.
Инспектор Казанского учебного округа, Иван Яковлевич поддерживал постоянную связь с воспитанниками, регулярно бывал в школах и оказывал большую помощь учителям. По его инициативе в уездах проводились педагогические курсы и съезды. Эти свои встречи с учителями он использовал для того, чтобы учить их рациональным приемам обучения, знакомить с учением великих педагогов.
Иван Яковлевич внес большой вклад в развитие чувашской национальной письменности и литературы. Большой заслугой И.Я. Яковлева является создание чувашского алфавита (1871-1873) на основе кириллицы, издание первого чувашского букваря, а также сотен книг учебной, религиозной, художественной, исторической, естественнонаучной, музыкальной, методической и другой литературы на чувашском языке. Им были изданы литературный сборник "Сказки и предания чуваш" (Симбирск, 1908 ), куда вошли классическая поэма К.В. Иванова "Нарспи", произведения М.Ф. Федорова, М.В. Шубоссинни, "Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним" в двух томах (Симбирск, 1908, 1912). Он выпустил чувашские буквари разных вариантов 33 раза.
В просветительской деятельности И.Я. Яковлева важное место занимала переводческая работа. Вместе с преподавателями и учениками Симбирской чувашской учительской школы он переводил и издавал известные учебные пособия Л. Толстого, Ф. Петрушевского, А. Баранова и других, произведения русских и зарубежных писателей. В 1911 году его заботами был издан на чувашском языке весь Новый завет, затем он со своими же учениками приступил к переводу Ветхого завета, за что Британское и иностранное библейское общество в Лондоне приняло его в число Почетных членов.
Симбирская чувашская учительская школа, бессменным руководителем которой более 50 лет был И.Я. Яковлев, сыграла важную роль в национальном подъеме чувашского народа.
Учительская школа с женскими педагогическими курсами при ней подготовила более 1000 учителей для работы в национальных школах, причем среди ее выпускников до 25 % составляли русские, украинцы, мордва, марийцы, татары и представители других национальностей. Школа выпускала учителей с отличной профессиональной подготовкой, с глубокими знаниями по гуманитарным и естественным наукам, педагогике, психологии, логике, в совершенстве владевших чувашским и русским языками, высоконравственных, преданных благородному делу просвещения народа. Здесь получили образование известные чувашские писатели: Н.В. Шубоссинни, МД.Трубина, М.Ф. Акимов, композиторы Ф.П. Павлов, С.М. Максимов, основатель чувашского театра, народный артист ЧАССР И.С. Максимов-Кошкинский, лауреат Ленинской и Государственной премий, доктор химических наук И.И. Корнилов, доктора филологических наук В.Г.Егоров, С.П. Горский и многие другие. И.Я. Яковлевым и его учениками в Поволжье и Приуралье было открыто более 400 чувашских школ, построено немало школьных зданий, налажено высококачественное обучение и воспитание учащихся.
И.Я. Яковлев прожил сложную и кипучую жизнь. В трудных условиях царизма он, благодаря своим исключительным способностям и настойчивости, стал одним из высокообразованных и культурных людей своего времени. И.Я. Яковлев умер в 1930 году, в возрасте 82 лет.
В последние годы своей жизни он не принимал активного участия в общественной жизни, однако живо интересовался вопросами народного просвещения, искренне желал, чтобы культурная работа среди народа развивалась вширь и вглубь.
Многолетний добросовестный труд И.Я. Яковлева на благо России не остался незамеченным. Он был награжден пятью орденами и четырьмя медалями, а в 1904 году заслужил высокий чин действительного статского советника. Он стал также выслужным потомственным дворянином.
В своем завещании чувашскому народу И.Я. Яковлев желает соплеменникам стать высокообразованной, культурной, деятельной, дружной и преданной России нацией.
Чувашский народ глубоко чтит память выдающегося педагога. Ныне в столице Чувашской Республики, в г.Чебоксары, воздвигнут памятник П.М.Яковлеву, а в педагогическом институте, носящем его имя, открыт мемориальный музей просветителя. Именем И.Я. Яковлева названы средние общеобразовательные школы, улицы в г. Чебоксарах и Ульяновске.
5.В 1924 году вышел первый номер общественно-политического и литературно-художественного журнала «Сунтал»
6.Чуваши не раз выступали против гнета казанских ханов и татарских феодалов. Их предводителями, согласно преданиям и письменным источникам, были Кочак, Пиге, Анчик, Сарый-батыр, Тугай, Амак и др. В кон. 1546 восставшие чуваши и горные марийцы призвали на помощь русские войска. Летом 1551, во время основания московитами г. Свияжска, было осуществлено присоединение чувашей Горной стороны в состав Русского государства. После падения в 1552 Казани и подавления антимосковских мятежей 1552—57 в подданство Москвы перешли и чуваши, проживавшие на Луговой стороне. Войдя в состав России, чуваши избавились от исламско-татарской ассимиляции, сохранили себя как народность.
7.Йăва, или йыва (колобок).Готовились они как из сдобного, так и кислого теста.Это являлось древним видом печения, что подтверждается культовым характером его потребления. Прежде всего употребление йăва имело связь с культом плодородия скота. Йăва было принято есть на празднике сурхури, чтобы обеспечить плодородие овец. Ели йăва с молитвой: "Турă, ĕрчет сурăхсене, йăва чухлĕ пĕр карта сурăх пултар" ("Боже, умножь число овец, пусть в скотной карде будет столько овец, сколько йăва"). Печенье йăва служило также угощением на масленице, пасхе, свадьбе и в новогодних гаданиях.
Для йăва — особых праздничных печений, в виде шариков, диаметром 2—3 см могли использовать тесто из различной муки, кроме ржаной. В него добавляли масло, кислое молоко, иногда мед. Шарики пекли в печи до золотистого цвета, подавали на стол, полив маслом или медом.
8.Первая антология чувашской поэзии «Сказки и предания чуваш. "Чăваш халлапĕсем", составителем которой является И.Я. Яковлев. Данная книга издана в 1908 году к сорокалетнему юбилею Симбирской чувашской учительской школы. В ней впервые была опубликована поэма К.В. Иванова «Нарспи», со дня издания которой исполняется 100 лет. Антология содержит также произведения чувашских поэтов Н. Шубоссинни и М. Федорова.
9. В 1508г.
В русских источниках этноним "чаваш" впервые встречается в 1508 г., а потом распространяется.
Этноним «чуваш» (чаваш) является самоназванием народа. Соседние татары и мордва-мокша называют чувашей чуаш, мордва-эрзя – чуваж, башкиры и казахи – сыуаш, горные марийцы – суасла мари. Впервые он появился в письменных источниках в начале XVI в. (в 1508 г.). Несколько позднее, в 1521 г., чуваши упоминаются в одной русской летописи как одна из народностей Казанского ханства. Начиная с 40-50-х годов XVI в., в связи с казанскими походами царя Ивана Грозного, этноним «чуваш» в русских источниках встречается постоянно. Впоследствии, с присоединением Чувашского края к Русскому государству (1551 г.), он прочно утвердился в российских официальных документах и получил широкое распространение.
10. В 1981 г. была издана первая антология чувашских народных песен -«Песни низовых чувашей». Кн. 1. 1981, Кн. 2. 1982; «Песни средненизовых чувашей». 1993; «Çĕр çавра юрă» [«Сто строф»]. 1998 (автор и составитель - Кондратьев Михаил Григорьевич)
0+1+2+1+1+1+2+1+1+0=10