Кафедральный собор Рождества Христова в Риге.На долю этого одного из самых значительных православных соборов и красивейшего архитектурного строения Балтии выпало немало испытаний. Его разрушали, грабили, перестраивали, но храм выстоял, и вот уже много лет радует красотой и статью всех жителей и гостей Риги независимо от вероисповедания.
История Кафедрального собора полна неожиданных поворотов, трагедий и возрождений. Историкам удалось собрать своеобразную хронику жизни этого уникального места.
Год 1874-й17 апреля по повелению царя Александра II Рижской епархии выделяется 900 тысяч рублей на строительство достойного Кафедрального собора. Необходимость строительства в Риге нового Кафедрального собора обсуждалась еще в конце XVIII века. Но практическая реализация этой идеи стала осуществляться только спустя сто лет.
Процесс ускорила сама природа. 1 сентября 1873 года над Ригой разразилась буря. Один из ударов молнии пришелся на собор Петра и Павла и практически разрушил его... Вопрос пришлось решать быстрее.
Год 1875-йВ конкурсе проектов будущего Кафедрального собора, отправленных в Москву, победил проект архитектора Роберта Пфлуга, который незамедлительно приступил к строительству собора в византийском стиле.
Год 1876-йОсвящение закладки собора. Первый камень в будущее здание заложил епископ Рижский и Митавский Серафим (Протопопов).
Начало 1880-х годовСтроительство собора практически закончено. Но при установке подаренных царем Александром III 12 колоколов (самый большой, освященный во имя Александра Невского, весил более 800 пудов — почти 13 тонн) выясняется, что для всех колоколов не хватает места... Таким образом появляется колокольня над главным входом в храм.
Год 1884-йВ субботу, 27 октября, над Ригой впервые раздался звон всех 12 колоколов собора Рождества Христа Спасителя. Вскоре Рижский кафедральный собор становится общепризнанным духовным центром всего края. Богослужения совершались здесь на четырех языках: церковнославянском, латышском, эстонском и немецком.
В деятельности собора принимали участие многие выдающиеся представители духовенства. В ряде источников сохранились сведения о том, что в сентябре 1894 года здесь совершал богослужение протоиерей Иоанн Кронштадтский, причисленный ныне к лику святых.
Поистине бесценным сокровищем собора Рождества Христа Спасителя было его собрание икон. Они выполнялись на холсте и цинке, белом металле и кипарисной доске. Их писали по золотому фону, ориентируясь на образцы старинной церковной живописи. Множество людей приносили в дар собору иконы. Известно, что в церковных описях значилось 850 предметов. Все они имели церковную, историческую, художественную и материальную ценность. В целом на строительство собора было израсходовано более полумиллиона рублей. Внутреннее обустройство обошлось в 140 212 рублей 87 копеек. Это в то время когда фунт (400 г) хлеба стоил две копейки, а мяса — 15.
Год 1918-йПервый трагический поворот в судьбе храма. Рижское самоуправление фактически закрыло собор. Богослужение в нем было запрещено. А когда архиепископ Иоанн Поммер прибыл в Латвию по приглашению Вселатвийского собора православных приходов, то застал храм в катастрофическом состоянии: окна без стекол, колокольня без уникальных колоколов, иконостасы перекорежены и свалены в кучу. Исчезло все, что представляло ценность.
О том, кто в этом виноват и куда девались ценнейшие памятники православного церковного искусства, спорят и по сей день.
Трудный путь к воскрешению начался с того, что высокопреосвященнейший архиепископ Иоанн Поммер, чтобы предотвратить дальнейшее уничтожение храма, собрать все, что еще осталось и можно было привести в порядок и реставрировать, поселился в подвале собора. Для обогрева была сложена печь. Постепенно ценой немалых усилий и нелегкой борьбы началось восстановление храма.
Середина 1930-х годовКафедральный собор был приведен в порядок, обновлена роспись. Шла упорная борьба за возвращение бывшего имущества собора, в том числе икон, церковной утвари. Храм вновь стал духовным центром Риги.
Годы Второй мировой войныНовый удар нанесла Вторая мировая война. Опять разорение, а потом очередное воскрешение собора. После войны шла обычная духовная жизнь. Собор продолжал быть духовной опорой для многих людей, познавших ужасы и беды чудовищной войны.
Год 1963-йТо, что не уничтожили две мировые войны и революция, было разорено в 60-е годы. В октябре 63-го в правительственном здании напротив храма шло заседание Совета министров c участием высокого гостя — министра культуры Советского Союза Екатерины Фурцевой. Услышав колокольный звон, министр немедленно отдала приказ...
На следующую ночь колокола были сняты вместе с крестами. Церковь закрыли, и были предприняты попытки убрать собор с лица земли — его хотели просто взорвать. Но нашлись люди, которые решили сохранить собор как красивое архитектурное сооружение. Так появился проект перепланировки храма в планетарий. Были оборудованы три этажа, в самом низу находилось кафе под названием «Божье ухо» на самом верху расположился планетарий, где за пять копеек можно было любоваться звездами.
Почти 30 лет уникальное здание было планетарием. А госпожа Фурцева, на совести которой множество закрытых храмов, спилась и покончила жизнь самоубийством.
Год 1991-йНачался нелегкий путь к воскрешению. Почти пять лет шел демонтаж. Сложность была в том, что потолочные перекрытия, неизвестно как уложенные, создавали угрозу стенам самого здания. Духовная жизнь собора началась в тяжелых условиях 6 января 1992 года, когда высокопреосвященнейший владыка Александр совершил первое богослужение. С тех пор начались регулярные богослужения. Одновременно с неимоверными трудностями день за днем велись восстановительные работы.
Восстанавливать все пришлось с нуля — храм был закрашен такими красками, что ни одна фреска не подлежала восстановлению. Собор был заново расписан, были покрыты медью все купола. Была сделана новая крыша, был позолочен крест на центральном куполе. Но еще многое предстояло сделать.
Год 2000-йСемьи выходца из Латвии россиянина Владимира Малышкова и бизнесмена Игоря Малышкова подарили собору прекрасный иконостас.
Год 2002-йНа смену пропавшим колоколам (существует версия, что их закопали или переплавили) из России прибывают новые колокола, при помощи правительства Москвы и семей Малышковых отлитые на заводе ЗИЛ знаменитыми мастерами.
Усилиями многих и многих людей трижды воскресший Христорождественский собор уже обрел свое достойное место в духовной и культурной жизни Латвии.