У малых народностей не было церквей никогда. Они объявляли перед стойбищем о своём решении, далее следовал ритуал скрепления семейных уз. Свидетелями серьёзности скрепления семейных уз выступало всё поселение. А так же свидетелями было и то поселение, из чьего рода была взята невеста.
скрытый текст
СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД
Наиболее распространенной формой у кумандинцев был брак путем похищения невесты. Наряду с ней были известны и другие древние формы брака, например, обычай, женить своего сына еще в колыбели. И хотя этот обычай исчез к концу XIX в., но некоторые указания о нем содержатся в героическом эпосе кумандинцев44. Следы существования в прошлом обычая женить малолетних детей можно найти в их песнях: Ньандыкка бекон беш кайют Растущие на косогоре пять берез Кеспинганы ачыны. Не срубил, жалко. Беш ок чаштыгда аидышганы Засватанною в пять лет Атбьшганын- ачыны. Не взял в жены, жалко.По обычному праву кумандинцев брачным возрастом для мужчин считали 14—16, а для девушки— 13—15 лет. Брак путем похищения невест совершался следующим образом. Жених, предварительно получив согласие невесты, брал у ней задаток (куланчы), чтобы затем при сватовстве она не отказалась, и договаривался с ней о дне похищения. Невеста в задаток тайно от родителей отдавала платок или полотенце. В свою очередь жених также дарил ей что-нибудь и объявлял своим родителям о своем намерении жениться на такой-то. В основном выбор сына одобрялся и в очень редких случаях родители были против. В назначенный день жених приезжал на конях за невестой, которую вызывал через знакомую женщину (куупчын кижи). Последняя приводила невесту к условленному месту. Жених, посадив невесту на лошадь, мчался с ней в свою деревню. В этой поездке повод невестиной лошади находился всегда в руках жениха. Об этом же пишет и Н. Костров, описывая свадебные обряды алтайцев. Родственники невесты нередко, обнаружив «похищение», устраивали погоню. Если им удавалось догнать беглецов, то невесту отбирали, а жениха били или отпускали с миром. По полевым записям Л. П. Потапова (1931 г.), убежавшую из дома девушку помещали в амбар, где она находилась в течение двух дней, если дело происходило летом, или у родственников, или у ближайших соседей. Затем устраивали свадебный пир (той), называвшийся тутпач — по главному угощению, в приготовлении которого участвовали все родственники. Они выкуривали араку и приносили родителям жениха. Руководил проведением свадебного тутпача отец или старший брат жениха. Для этого кололи барана или лошадь и варили с мясом тутпач. Перед варкой тутпача на дворе жениха ставили специальный шалашик (шалыг-одог) из 7—9 березок, верхушки которых были связаны вместе и покрыты половиками. Жених вводил туда невесту, раскладывал в шалаше перед ней костер (огонь добывал огнивом) и выходил наружу, а невесте девушки расплетали ее девичьи косы (их было от 3 до 9 косичек) и причесывали уже по-женски, т. е. на две косы (тулун). После чего невесту снова уводили, в прежнее место, где она находилась до этого. При этом девушки, заплетавшие косы, должны быть по возрасту обязательно младше невесты. Когда тутпач был готов, жениху на грудь или на левую руку вешали полотенце, а в руках он держал деревянное блюдо (тепши). В него накладывалась грудинка и тутпач. Все это жених заносил в дом отца и ставил на стол. Приводили невесту. "Она несла с собой вино. Если при этом присутствовал шаман, то тутпачем сначала угощали «хозяина жилья» (шалыга или урген эзи). Если не было шамана, то его заменял один из стариков, знавший слова благословения (алгыш обе). Обычно тот, кто совершал благословение новобрачных, черпал ложкой из тепши тутпач и разбрызгивал его по углам, обращаясь к «хозяину жилища» со следующими словами: Тоорт толыктьнг мокотыри, Сары шакпын тайактыг! Кылганактыг тар эжиктин" мокотар, чилер! Чаш корбан ал отканы кабылды. Кийген тоны чечилбесин, Минген ады чайылбасын, Ак койандый болзын! Арсыл тиши тушкении чурзин' Алтына эги тартынганча чурзин, Одбл кок ун уксын, Эбирле агач пур корзин, Чаш бло1гни чаба пассын! Элге барса, щл улештиг болзын, Суга барса, суг улештиг болзын, Тагга барса, таг улештиг болзын! Эки бойы эндилбезин, Эки бойы сабылбазын! Четырех углов силачи, Имеющие посох из желтой акации. Узкой двери силачи,, ешьте! У молодого прута очаг зажегся, Пусть надетая шуба не снимается, Пусть лошадь, на которой он ездит, не спотыкается, Пусть будет как белый заяц! Пусть живут, пока не выпадут коренные зубы! Пусть живут до топ поры, когда подтягивают нижнюю челюсть, Пусть услышат голос кукушки, увидят пускающиеся деревья. Пусть топчут зеленую траву. В «народе пусть имеют долю. Если к реке пойдет, пусть будет удачливым, Если в тайгу пойдет, пусть будет добычливым! Пусть эти двое будут долголетними. Пусть никогда не умирают! После этих пожеланий молодые должны были отведать тутпач — душу ребенка (кут), т. е. этим самым, по представлению кумандинцев, новобрачным передавалась душа будущего ребенка. Затем тутпач пробовал благословляющий и лишь, после него начинали угощать всех присутствующих. Каждого из них наделяли куском мяса. Лучшие куски мяса (саптыг орга, уйлук) подносились дяде жениха по матери (родственники невесты не участвовали на свадьбе). Холостые парни старались облить водой девушек, заплетавших косу невесте, жениха с невестой, а также тех, кто стряпал тутпач, одним словом, всех лиц, которые принимали какое-либо участие в приготовлении и проведении свадебного обряда. Когда собравшиеся гости и родственники съедали мясо и тутпач, их сажали за стол и начинали угощать вином (араа). Один из сидящих за столом возглавлял сбор денег — пожертвований для молодых. При этом близкие родственники старались задать тон, жертвуя для молодых как можно больше, или объявляли, что они делают такой-то подарок. Обычно той продолжался два-три дня. На богатой свадьбе устраивались скачки (сактыт шабчылар), бега (чарыш) и борьба (куреш). На бегах победитель получал большой мосол с мясом (уйлук). В день тутпача представители жениха отправлялись к родителям невесты с аракой (кудуг) договориться о примирении (чараш), т. е. о дне приезда молодых к родителям., невесты для мировой и сговора о калыме. Обычно в такую поездку отправлялся дядя по матери (тайы) жениха, а при его отсутствии — старший брат (улуг ача) отца жениха. К установленному времени родители жениха, его дядя, братья и тетки отправлялись с большим количеством вина (4—5 бочонков) к родителям невесты на примирение. Родственники невесты, предупрежденные о дне приезда, поджидали их. Первая встреча гостей происходила перед селением, где с приезжих требовали тенеш аразы — букв.: араку за пень. Родственники жениха откупались бочонком вина. Вторая группа родственников невесты встречала их у ворот и не пропускала, пока приезжие не ставили перед ними бочонок араки (паритке аразы — букв.: аака за ворота). Этот бочонок с аракой доставался обычно дяде по матери невесты. У двери ожидала третья группа, требовавшая от приезжих араки за право пропуска их в дом родителей невесты (эжик аразы). Это вино отдавалось жене дяди по матери (куйузине) невесты. Лишь откупившись, от последних, родственники жениха проходили беспрепятственно. Войдя в дом, все приезжие стояли, в то время как родители невесты и их ближайшие родственники сидели. Родители жениха ставили передними араку в бочонке емкостью до пяти ведер. Одновременно отец жениха обязан был на переднюю стенку (тор) повесить шкуру выдры (тор илийи — подвешивание, в смысле подношение, в переднем углу), а если ее не было, то положить деньги в размере стоимости шкурки. Иногда вместо меха выдры клали метров пять какой-нибудь ткани на платье. Кроме того, сверху бочонка араки отец жениха клал пятнадцать-двадцать рублей денег. Эти деньги назывались лагун акчазы — букв: деньги лагушка (бочонка) и предназначались матери невесты за ее труды. Размер требуемого калыма был известен со дня приезда к родителям невесты представителя жених/, так что к этому времени отец жениха выкладывал на стол требуемую сумму или сумму, которую он предлагал сам. Размер калыма определялся в основном благосостоянием родителей жениха и был значительным. Он доходил до 600 рублей, так что зять частенько оставался на всю жизнь должником у родителей своей жены. Калым вносился в основном деньгами и, кроме того, полагалось дать лошадь. Как правило, родители невесты просили у родителей жениха одного коня (калы/г бажы ат такбер — букв: привяжи голову калыма конем). В таком случае отец жениха должен был привязать к изгороди самого лучшего своего коня. Уплата калыма носила коллективный характер. Кроме родственников, для оказания помощи женившемуся холостые парни села собирали дополнительно по рублю с каждого. В отличие от калыма, размеры приданого не определялись. В него входили предметы домашнего быта, одежда, скот (коровы" и овцы) и кобыла. После окончательного договора о величине калыма родители девушки приглашали гостей за стол. Начиналась пирушка, которая продолжалась два дня. Примирение (чараш) на этом заканчивалось. Дня через два родители жениха уезжали к себе. Примерно через неделю они приезжали снова, но уже вместе с молодыми. Кроме родителей жениха, вместе сновобрачными приезжал дядя жениха по матери. На этот раз с них при входе в ворота арака не взималась. Молодая привозила в качестве гостинца своим родителям курник. Войдя в дом, зять кланялся три раза родителям своей жены. Если при этом присутствовали жены старших братьев невесты, то жених не снимал шапки перед ними до тех пор, пока не покупал им бутылку русской водки, а при ее отсутствии угощал аракой. В последнем случае он брал деревянную чашу (шар айак) и наполнял ее аракой и подавал всем им поочередно. Лишь обменявшись чашками с ара'кой, он имел право снять свою шапку. По случаю приезда молодой четы родители жены резали барана, а в богатых семьях — коня (согум). Зять угощал родителей своей жены вином за пищу в чугуне (казан ажьшьпт учун), которой они угощали своего зятя. В свою очередь родители жены подносили араку родителям своего зятя. Такое подношение называлось карыг аразы. Из других форм брака кумандинцам был известен и брак по сватовству (кудалап). Эта форма практиковалась у кумандинцев в последнее время редко ", вероятно, по экономическим причинам брак по сватовству был вытеснен 'браком путем похищения. В последнем случае было меньше затрат. Сваты (кудугчи) приходили сватать девушку с аракой и после обмена новостями (табыш) давали знать родителям невесты о цели своего прихода. Если родители девушки были не против выдать свою дочь замуж, то они распивали араку. Отказ от вина означал, что родители невесты против замужества своей дочери. Если же сватовство заканчивалось удачно, то свадебные обряды, переговоры, получение приданого были точно такими же, как описано выше. Следует отметить, что при браке по сватовству не всегда считались с мнением девушки. Родители выдавали порой девушку насильно из-за богатого калыма. В таких случаях обычно девушку утешали следующими словами, вошедшими в пословицу: Таш таштаан черине чаттан. Кыс барган черине (чуртына) чаттан. Камень должен лежать там, куда его бросили. Девушка должна жить там, куда ее выдали. Нередко молодые люди, любящие друг друга, убегали из дому. В таких случаях невеста не получала приданого и жених не платил за нее калыма. Свадебный обряд у кумандинцев, в общем отражал собой господство моногамного и патрилокального брака. Однако как в свадебном обряде, так и в некоторых брачных нормах сохранились древние черты, восходящие, к материнскому роду. Примечательно, что в свадебном обряде важную роль играл дядя жениха по матери, затем — коллективизм, выражавшийся во взаимопомощи родственников жениха при сборе калыма за невесту; патриархальное начало (роль старших родственников по отцовской линии) также нашло свое отражение в этих обрядах.