В точку! Я тоже так считаю. Правда "Идиот" - единственный серьёзный роман, который я так и не прочёл до сих пор. Только фильмы смотрел и спектакль в театре. И это при том, что я считаю его своим самым любимым произведением! С тех пор как меня потряс образ Мышкина из советской экранизации. А было мне тогда всего-то лет 12...
Но, вобще-то я не согласен со многими, кто считает будто он пишет понятным языком, и чтение такое уж интересное и увлекательное. Лично я прочитал уже довольно много его произведений, но привыкал к его языку ОЧЕНЬ долго. Местами действительно увлекательно, а местами готов был на стену лезть. Впрочем, со временем это прошло, но всё равно: прочитав его книгу наполовину, вынужден делать некоторый перерыв, переключаясь на другие.
А ещё его романы почему-то делятся на 2 части: группа социальных, пронзительно филосовских, типа "Бесов" и каких-то уж очень мелодраматичных, порой даже мыльнооперных типа "Униженных и оскорблённых". Понятно, что вторые мне нравятся меньше, хотя и в них иногда проступает достоевская мудрость, в тех же "Униженных" очень классная есть тирада отца Алёши (забыл его имя) в последней главе 3-й части. Ну, "Униженные" - это, наверное всё-таки нечто среднее между мелодраматикой и социальностью, а вот "Белые ночи" - одни слёзки. Романтично, но бывают авторы и поромантичнее Достоевского!
Читаю "Подростка". Как раз сейчас у меня перерыв от "достоевщины" , который длится уже месяца 2. Вот такая у меня к нему трудная любовь!
Это сообщение отредактировал lesovick - 01-06-2007 - 21:02
*ве$ёл@я*
П и Н перечитывала несколько раз. Идиота уважаю....люблю Белые ночи. Самого Достоевского просто обожаю! Только он умел создавать настолько яркие и выразительные образы посредством описания мыслей и переживаний человека. Респект короче
М.Вульф
QUOTE (Angriel @ 24.10.2005 - время: 11:37)
Достоевского раскрутила до современного состояния советская пропаганда. Очень удобный для цитирования и толкования автор.
Если уж быть справедливым по отношению к Ф.М.Достевскому, то это дезинформация. Советская пропаганда его как раз гнобила. В 1918 году, комиссией под руководством Луначарского и Крупской, Достоевский был причислен к "черносотенным писателям"- на основании этого запрещен. "Вспомнили" о нем в эпоху хрущевской "оттепели", и то не всего- "Бесы" были запрещенным произведением до середины 80-х годов прошлого столетия. По праву Ф.М.Достоевский вписал себя в плеяду "бессмертных" писателей, как классик русской литературы. От себя лично могу назвать его "капательным" писателем. Так он досконально влезает в душу человека, разбирает его по косточкам, вывертывает наизнанку. Сильно!
К Достоевскому и его произведениям отношусь отрицательно. Не спорю он мастер, но мастер безнадежности. Ну тому есть объяснения, мол стоял перед расстрельной командой, но талант его таков что свои переживания он щедрой рукой переливает в голову читателя. Лишний раз почитать сказ про то, что всякий в принципе тварь дрожащая и прав не имеет, увольте. Я не против "серьезной" литературы, но делать вывод о том, что мрак в душе Достоевского=мрак в душе русского человека категрически не согласен. Потом этот штамп у иностранцев... Знаю что в Сорбонне в свое время даже докторскую защитили именно по Проблеме отраженияв произведениях Достоевского русской души. Глазком проглядел этот опус. Если этому верить, бедные мы сирые и убогие.
Это сообщение отредактировал fydfdf11 - 05-02-2008 - 02:43
грифон
QUOTE
К Достоевскому и его произведениям отношусь отрицательно. Не спорю он мастер, но мастер безнадежности. Ну тому есть объяснения, мол стоял перед расстрельной командой, но талант его таков что свои переживания он щедрой рукой переливает в голову читателя. Лишний раз почитать сказ про то, что всякий в принципе тварь дрожащая и прав не имеет, увольте. Я не против "серьезной" литературы, но делать вывод о том, что мрак в душе Достоевского=мрак в душе русского человека категрически не согласен
Думал написать свое понимание Достоевского,но уже все написано. Полностью поддерживаю.Только добавлю о "твари". Мне плевать,что чувствует убийца двух женщин(да хоть и не двух,хоть и не женщин) с целью ограбления. Таких "мучающихся душ" тыщи по России бегает.
дремучий
QUOTE (fydfdf11 @ 05.02.2008 - время: 01:41)
К Достоевскому и его произведениям отношусь отрицательно. Не спорю он мастер, но мастер безнадежности. Ну тому есть объяснения, мол стоял перед расстрельной командой, но талант его таков что свои переживания он щедрой рукой переливает в голову читателя. Лишний раз почитать сказ про то, что всякий в принципе тварь дрожащая и прав не имеет, увольте.........
Серьёзные вещи не всегда понятны неискушенному уму....
Свести смысл "Преступления и наказания" только к теме "тварь ли я дрожащая или право имею" может тот, кто не читал в оригинале, а ознакомился по краткому изложению содержания (есть такие книжицы для нежелающих читать по школьной программе).
Сюжетные повороты у Достоевского, развитие событий - это ведь детективы самой высшей пробы.
Конечно, для многих нужно чтиво попроще, пережёваное... чтобы переварить легче было....
АИР78
Достоевский мой любимый писатель,у него есть ответы на все вопросы.Его роман ,Бесы,это предсказание русской революции.Он предвидел что в России революция будет только кровавым беснованием и другой она быть не может.
aleks_ak
В России и во всем мире отмечают 190-летие Федора Достоевского.
Памятные даты, связанные с именем Федора Достоевского (1821–1881), отмечают сегодня в Санкт-Петербурге. 190 лет назад родился великий писатель, а 40 лет назад в его последней квартире в Кузнечном переулке открылся мемориальный музей. В канун дня рождения Достоевского в петербургском доме, где жил и умер писатель, открылись посвященные ему международные чтения, передает ИТАР-ТАСС. Они не теряют своей актуальности уже четвертый десяток лет. Участники и гости чтений возложат цветы к могиле Достоевского в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. В соборе Владимирской иконы Божией Матери, прихожанином которого был писатель, будет отслужена панихида. Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского был создан в 1971 году в доме, находящемся неподалеку от собора. В угловой квартире с видом на храм прошли последние годы жизни писателя: с октября 1878-го до кончины 28 января 1881 года. Здесь были написаны «Братья Карамазовы», многие страницы «Дневника писателя», здесь Федор Михайлович пережил пик славы. К юбилейным дням музей подготовил новый альбом, основанный на богатой коллекции иллюстраций к произведениям Достоевского. Издан календарь на 2012 год, посвященный художественным воплощениям образов из произведений писателя в иллюстрациях художников. Они будут представлены в юбилейный день. В экспозиции «Образы Достоевского» гости музея увидят графические работы ХХ — начала ХХ и веков из его собрания. В музее также открыта выставка «Бесы». ХХ лет жизни и становления спектакля" к юбилею легендарной постановки Льва Додина в Малом драматическом театре — Театре Европы. Музей «Разночинный Петербург» подготовил к юбилею выставку одного дня «Помню я Петрашевского дело», рассказывающую о роли Достоевского в деле петрашевцев и пережитой им инсценировке казни на Семеновском плацу. В этот же день для всех желающих состоится интерактивная экскурсия и будет показан спектакль по повести «Маленький герой», написанной Достоевским в Петропавловской крепости. (с)
Безумный Иван
Перечитал Преступление и наказание. Мое сегодняшнее мнение. Самый положительный персонаж - Свидригайлов. Человек чести. Дуня - тупая овца. Разумихин - сегодня был бы классным топ-менеджером Раскольников - отморозок.
Это сообщение отредактировал Crazy Ivan - 25-07-2012 - 17:07
Sorques
QUOTE (Crazy Ivan @ 25.07.2012 - время: 17:06)
Перечитал Преступление и наказание. Мое сегодняшнее мнение. Самый положительный персонаж - Свидригайлов. Человек чести. Дуня - тупая овца. Разумихин - сегодня был бы классным топ-менеджером Раскольников - отморозок.
Ты наверное прав. Мне, Порфирий Петрович нравится.
Безумный Иван
QUOTE (Sorques @ 26.07.2012 - время: 00:04)
Ты наверное прав. Мне, Порфирий Петрович нравится.
А это вообще профессионал с большой буквы. Так умело тролить, так нащупать слабую жилку, вцепиться за нее и тянуть. Побольше таких следователей.
Когда-то очень давно попалась интересная статья посвященная Достоевскому. Там в частности сравнивалось, как одна и та же ситуация будет обыграна у разных авторов - сравнивались :Кристи, Семенон, Бальзак, Достоевский. Ситуация: Я у вас украл кошелек. Кристи: действие было бы построено на поиске укравшего Семенон: действие построено на причинах побудивших меня украсть кошелек Бальзак: действие построено на том чего бы я добился на те деньги что украл Достоевский: Вы знаете, что я украл у вас кошелек, а я знаю, что вы об этом знаете. Результат - я попытаюсь Вас убить.
RexSep
(romeo999 @ 16.06.2005 - время: 17:32) У Достоевского самое моё любимое произведение - "Записки из мёртвого дома"... Советую прочитать, не пожалеете! А вот "где их достать"? Просто отдельные (в смысле: отдельно от собраний сочинений) издания и "Записок из Мертвого дома", и "Дневника писателя" - почти не выпускаются. (Есть исключения). Что касается "Дневника писателя", то с ним ещё сложнее: в каких-то собраниях сочинений он "напрочь" отсутствует, в каких-то - имеется не полностью. (Например: в имеющемся у меня собрании глава вторая выпуска за декабрь 1876 года - есть, а глава первая выпуска за тот же месяц того же года - отсутствует).
Многие романы Достоевского (в том числе "Игрок" и "Бесы") у меня "не пошли", а вот "Записки из Мертвого дома" и "Братьев Карамазовых" я - прочитал. Кстати, произведения "Село Степанчиково и его обитатели", "Неточка Незванова", "Дядюшкин сон" я читать и не начинал: "а что в именно этих произведениях есть интересное; почему надо прочитать именно эти книги, а не другие?".
Это сообщение отредактировал RexSep - 15-03-2013 - 20:17
RexSep
Из-за какой-то газетной публикации в духе "нынешнее санкционное противостояние ЕС и России предсказал ещё Ф. М. Достоевский" я стал просматривать скачанный (за деньги?) ещё несколько лет назад сборник Достоевского "Запад против России". Знаете же - в дополнение к 50-томному с/с Маркса и Энгельса и 55-томному ПСС Ленина было выпущено много сборников "Маркс, Энгельс, Ленин о...". В них (тематических сборниках) искать легче, чем в полных собраниях. Вот и у меня в дополнение к 20-томному с/с Достоевского скачаны сборники: "Достоевский. Запад против России", "Толстой и Достоевский",.. Стал я просматривать сборник "Запад против России". И прикидываю, в какие тома с/с лезть (если вдруг электроэнергию отключат). А в сборнике - "Дневник писателя" за неопределённый год. При этом главы "Дневника писателя" не пронумерованы (как в с/с), а проименованы. Но в имеющемся у меня с/с Достоевского "Дневник писателя" занимает аж три тома (тт. 18-20), при том, что там за какой-то месяц в собрании есть "глава вторая", но нет "главы первой"!.. И с этими изъятиями - три тома...
Всего фото: 3
А вдруг бы это собрание у меня было не дома (известно же, "некуда ставить новые книги" и "два переезда равняются одному пожару"...). Взял бы я в библиотеке том 19, а оказалось бы, что какая-то из нужных глав - в томе 18 или в томе 20... Жаль, что в файле не указан год.
Книгочей
(NEVERMIND @ 24-05-2005 - 12:03) Феномен Ф.М. Достоевского в том, что ... "Феномен Достоевского-психопатолога до сих пор не разгадан психиатрами, а анализ его творчества и сегодня является актуальной темой психиатрического литературоведения. С трудом верится, что человек с органической патологией головного мозга мог с таким тонким психологизмом описывать психические состояния и черты личностей разнообразных характерологических типов. И если появление многочисленных героев-эпилептиков на страницах произведений писателя еще можно объяснить эгоцентризмом и ригидной фиксированностью на собственных болезненных переживаниях, то описанные Достоевским с точностью клинициста нервно-психические расстройства, которыми он не страдал (к примеру, шизофреноподобный психоз), ставят в тупик исследователей. И тем не менее, именно слово «припадок» чаще всего выражает разнообразие нервно-психических расстройств огромного количества персонажей Достоевского: «припадок злости» («Белые ночи»), «припадки безысходной грусти» («Неточка Незванова»), «припадок магнетический сон» («Село Степанчиково и его обитатели»), «опасный нервический припадок», «припадок вроде обмирания» («Униженные и оскорбленные»), «лихорадочный припадок», «припадки почти истерические» («Подросток»), «у ней какие-то припадки нервные, чуть не ежедневные, и ей память отбивают, так что она после них все забывает, что сейчас было, и всегда время перепутывает» («Бесы»)."(с)
Что почитать, чтобы это постараться понять :
скрытый текст
"Если же напрямую обратиться к произведениям писателя, то, пожалуй, наиболее информативным для клиницистов является образ князя Мышкина в романе «Идиот», которого Достоевский наделил собственными болезненными переживаниями. Он обрисовал эпилептический характер дефензивного круга в сочетании с психическим инфантилизмом и создал настолько точные описания припадков, аур, постприпадочных состояний, что они не только могут служить наглядными иллюстрациями к пособию по эпилептологии, но и доказывают, что лишь действительно больной эпилепсией человек мог быть автором таких описаний. Чего только стоит описание начала большого судорожного припадка у князя Мышкина: «Затем вдруг как бы что-то разверзлось перед ним: необычайный внутренний свет озарил его душу. Это мгновение продолжалось, может быть, полсекунды; но он, однако же, ясно и сознательно помнил начало, самый первый звук своего страшного вопля, который вырвался из груди его сам собой и который никакою силой он не мог бы остановить. Затем сознание его угасло мгновенно, и наступил полный мрак». «Братья Карамазовы» – последний роман писателя – произведение во многом автобиографичное, изобилующее персонажами с психическими расстройствами от психопатического до психотического уровня. Личность Федора Карамазова, его отношения с сыновьями писатель создавал на основании впечатлений, которые он вынес из отцовской семьи, а мотив отцеубийства в романе дал почву психоаналитикам для исследования истоков эдипальных переживаний Достоевского.
Роман «Бесы» также наполнен психопатологическими типажами. Так, психическое расстройство Николая Ставрогина по описанию укладывается в клиническую картину шизофрении, Кириллов страдает эпилептическими припадками, которым предшествуют восторженные ауры, а в лице Марии Тимофеевны Лебядкиной представлена картина эпилептического слабоумия с часто повторяющимися припадками, дезориентировкой, иллюзиями памяти, склонностью употреблять уменьшительно- ласкательные слова. В «Двойнике» Достоевский нарисовал картину душевного заболевания маленького канцелярского чиновника Голядкина с маниакальным возбуждением и галлюцинациями.
У героини «Униженных и оскорбленных», Нелли, Достоевский описывает эпилепсию с примесью истерических черт характера (своенравие, капризы, подавление аффекта в виде обид), когда эпилептиформные припадки возникают реактивно в связи с психогенными моментами. «Игрок» – тонкое описание поведения и переживаний зависимой личности – написан по мотивам собственной зависимости писателя от игры в рулетку, с которой он годами вел неустанную борьбу.
«Энциклопедия. Достоевский». Ты-сячи книг написаны о Достоевском. И все же данный труд, опубликованный в 2003 г. и дополненный в 2008 г., выделяется среди множества исследовательских и справочных изданий. Впервые под одной обложкой собраны сведения практически обо всех произведениях писателя (написанных и ненаписанных), его героях, людях, окружавших Достоевского, понятиях, так или иначе связанных с его именем. Главные источники цитирования – тексты самого Достоевского (художественные произведения, публицистика, письма, записные тетради) и воспоминания современников о нем.
Что посмотреть:
Произведения Федора Михайловича Достоевского, как и многих других классиков русской литературы, неоднократно экранизировались. К примеру, снято целых 10 фильмов по мотивам романа «Игрок», а первая экранизация «Идиота» была создана в 1910 г. режиссером немого кино Петром Чардынином. Особый интерес отечественного зрителя завоевали снятые российским телевидением в последние годы мини-сериалы «Идиот» (режиссер Владимир Бортко, 2003 г.) и «Достоевский» (режиссер Владимир Хотиненко, 2011 г.). В обоих фильмах главную роль играет актер Евгений Миронов."(с). - полностью см. здесь : https://neuronews.com.ua/ru/issue-article-5...skogo#gsc.tab=0
Снова_Я
Не люблю Достоевского: коряво и депрессивно. Да, психологично, но какое отношение его творения имеют к русской душе? Он нанёс громадный вред образу России во всём мире, потому что о русских судят по описанным им типажам, хотя его подборка не релевантна, не представляет в целом душу, образ мысли и характеры русских. Всё равно, что изучать историю России только по "Архипелагу ГУЛагу".
Мне у него только "Преступление и наказание" нравится. Фильм про лейтенанта Коломбо вспоминается почему-то... :о)
Книгочей
(Книгочей @ 12-02-2020 - 06:40) (NEVERMIND @ 24-05-2005 - 12:03) Феномен Ф.М. Достоевского в том, что ..."Феномен Достоевского-психопатолога до сих пор не разгадан психиатрами, а анализ его творчества и сегодня является актуальной темой психиатрического литературоведения. С трудом верится, что человек с органической патологией головного мозга мог с таким тонким психологизмом описывать психические состояния и черты личностей разнообразных характерологических типов."(с) Известно, что немало писателей, художников и, вообще, людей искусства имели различные фобии и расстройства своей психики. Однако, их признают талантами и даже гениями и считают классиками. Более того, есть и такие, которые отвечают определению что "талантливый человек, талантлив во всём.". Например, Эдгар Алан По. Поэтому, не только лишь "художник должен быть голодным", но сумасшедшим. Во всяком случае, для того чтобы живописать "этот безумный, безумный, безумный мир" в котором мы живём...
Marinw
Очень давно читала только "Преступление и наказание" Все хочу прочесть его еще пару книг, но руки не доходят
К сему : "Если вкратце суммировать мнения ряда западных литературоведов, то они давно и Толстого, и Достоевского относят или, точнее, выносят за рамки общепринятой, скажем так, жанровой литературы. Потому что это — металитература, нарушающая все устоявшиеся западные конвенции. Г.С.Морсон даже ввел в обиход понятие "русской антилитературной традиции". Что же касается массового читателя, то в этой среде Толстой - общепризнанно великий романист. О чем весьма красноречива статистика: в 2002 году Guardian на основе своих опросов составила список 100 лучших книг мира, куда вошли "Война и мир", "Анна Каренина" и "Смерть Ивана Ильича". В 2008 году Daily Telegraph включила произведения Толстого в список 110 книг, которые должен прочитать каждый образованный человек. А в рейтинге 100 лучших романов мира по версии Newsweek за 2009 год "Война и мир" - на первом месте."(с) - Sergey Lebedev, журналист, критик. - ещё : https://thequestion.ru/questions/80693/poch...ren_na_5f0771f8
Впрочем, мне лично Фёдор Достоевский и Лев Толстой и их творчество не особо интересны. Мне интересны произведения и сам Алексей Толстой, хотя, он и барствовал как "красный граф".
Это сообщение отредактировал Книгочей - 13-02-2020 - 20:40
Книгочей
(Снова_Я @ 13-02-2020 - 12:02) Не люблю Достоевского: коряво и депрессивно. Да, психологично, но какое отношение его творения имеют к русской душе? Он нанёс громадный вред образу России во всём мире, потому что о русских судят по описанным им типажам, хотя его подборка не релевантна, не представляет в целом душу, образ мысли и характеры русских. Всё равно, что изучать историю России только по "Архипелагу ГУЛагу". А на Западе Достоевского почитают, как одного из тех, кто искал ответы на вопрос о "загадочной русской душе". К сему : Почему Достоевский так популярен на Западе? : "«Достоевского ценят на Западе - и, надо сказать, в данном случае (в отличие от аналогичной совершенно неправильной западноевропейской оценки Толстого) вполне справедливо - в первую очередь как религиозного мыслителя, как наставника жизни, как гения, принесшего какие-то драгоценные откровения в области человеческого духа. Конечно, некоторую долю увлечения Достоевским на Западе надо отнести за счет наивного и снобистического интереса к темам Достоевского как к мнимо-реалистическим изображениям так называемой «русской» души. Но эта поверхностная сторона популярности Достоевского совершенно перевешивается серьезным вниманием к существенному общечеловеческому смыслу его миросозерцания. Так обстоит дело, например, во всяком случае в Германии. Можно сказать: Достоевский - единственный русский писатель, идеи которого играют существенную роль в духовном обороте западной жизни и который стал некоторым фактором в идейном развитии западного мира», - написал еще в 1931 году в Берлине уже девять лет как высланный из России философ С.Л. Франк в статье «Достоевский и кризис гуманизма».
скрытый текст
Стоит добавить, что те же немцы долгое время ошибочно считали Федора Михайловича предтечей Ницше, чем тоже подогревали интерес к нему (плюс статья Льва Шестова «Достоевский и Ницше» (1906), также достаточно известная в свое время на Западе). В послевоенные годы популярность экзистенциализма — это новый виток прочтения и Достоевского за рубежом («проклятые вопросы» и прочие дела). Особым спросом он пользовался и в годы «холодной войны» — по нему изучали «образ врага».
Но сегодня ситуация не столь однозначна. Популярность, с одной стороны, сохраняется, но в интеллектуальной среде, а в массе своей — она того же рода, что и у нас мода на, скажем, Бориса Виана после экранизации «Пены дней». Так, году в 2009-м телезвезда Опра Уинфри прорекламировала в прямом эфире «Анну Каренину», и Толстого продавали чуть ли не во всех супермаркетах США. А в прошлом году Вуди Аллен снял свою версию «Преступления и наказания» - «Иррациональный человек», и, понятно, вырос интерес к Достоевскому. Сейчас он вновь повернулся к Толстому благодаря сериалу ВВС по «Войне и миру».
С другой же стороны, восприятие русской классики на Западе давно не то, каковым его у нас привыкли считать со времен, когда «космические корабли бороздили просторы Большого театра». В статье «Роман» из американской «Энциклопедии мировой литературы Кассела» («Cassell's Encyclopaedia of World Literature», Vol.1. N.Y., 1973.) можно прочесть следующее: «Не только страна была ненормальной, но и герои романов тоже были ненормальны: о братьях Карамазовых или князе в «Идиоте» нельзя сказать, что они репрезентуют человеческую природу. <...> Своего рода сверхчеловеческая мощь в построении характера в известной степени выводит создания Толстого и Достоевского за рамки романа в собственном смысле слова... хотя никто не может сказать, к какому миру они в таком случае принадлежат. Эта странность сначала вызвала громадную популярность русского романа — но чуть позже стала причиной того, что европейская публика немного устала от русских, а также стала немного бояться их» (дано в переводе А.Щербенок). И это двоякое восприятие наглядно продемонстрировал все тот же Вуди Аллен в своем фильме «Любовь и смерть» (1975).
Отдельно стоит рассказать о популярности Достоевского в Японии, где его романы из-за колоссального количества смертей (в том числе самоубийств) до сих пор вызывают повышенный интерес самой широкой публики. Так, все японцы ведут счет: в «Карамазовых» — 43 смерти, а из 39 персонажей «Бесов» погибает каждый третий — где-нибудь еще простые читатели это отмечают при чтении упомянутых книг? (В России статистику смертей по всем романам сделала, по-моему, лишь Л.Сараскина, автор биографии Достоевского в серии ЖЗЛ). Об этом критик Кэнъити Мацумото еще в 1975 году написал: «Японцы одержимы Достоевским», а исследователь Достоевского Садаеси Игэта в 2011-м заметил: «Японские читатели и писатели повторяют диалоги с Достоевским, размышляя о самом себе или о нашем обществе». И он как никакой другой автор подпитывает их сосредоточенность на своем внутреннем мире. Здесь такое острое самосознание называют «тюнибё» - «болезнь учеников средней школы».
А среди местных литературоведов тема «Достоевский и Япония» уже стала традиционной — всплеск так называемого японского реализма и его последующая мировая популярность в прошлом веке обусловлены именно влиянием Достоевского. Рюноскэ Акутагава много писал о том, какое значение имел для него этот писатель (да и его самого в конце концов прозвали «японским Достоевским»), Юкио Мисима и Осаму Дадзай ссылались на него в своих произведениях, развивая темы красоты и преступления. К тому же японские литераторы чуть ли не завидовали суду над ним — все их самурайские традиции с постоянной готовностью к смерти, харакири и пр., просто меркнут перед его опытом гражданской казни." - далее : https://thequestion.ru/questions/80693/poch...ren_na_5f0771f8
Книгочей
(Книгочей @ 13-02-2020 - 20:33) А на Западе Достоевского почитают, как одного из тех, кто искал ответы на вопрос о "загадочной русской душе". "Прежде всего я бы хотел сказать, что понятие "Запад" - это в большой степени "наше" понятие. Существуют совершенно разные культуры, которые по многим обстоятельствам сильно связаны друг с другом, но отнюдь не являются единым целым.
скрытый текст
Способы понимания и интерпретации творчества Достоевского сильно разнятся, как от одной культуры к другой, так и внутри одной культуры на разных временных отрезках. Например, то, что здесь в одном из ответов написано о современном состоянии, справедливо прежде всего для США, а не для "Запада" вообще (которого в общем-то и нет). В Германии и Франции свои, гораздо более глубокие традиции прочтения Достоевского, идущие от Ницше и Ясперса и от Жида и Камю, соответственно. И современные мыслители из этих стран, когда обращаются к Достоевскому, то действуют опираясь на опыт этих традиций, даже если отвергают их. Например, довольно показателен в этом плане Ж. Делез. Насколько я знаю, у него нет отдельных работ, посвященных именно Достоевскому, но во многих его книгах рассыпаны удивительно точные и глубокие замечания, связанные с мыслями Достоевского, что показывает насколько сильно его книги уже вошли в "плоть" французской культуры.
Собственно, Достоевский во многом определил развитие всего модернизма в западноевропейской литературе и, я думаю, что именно здесь следует искать основу его бОльшей (чем, например, у Толстого) "популярности" или, как я бы сформулировал, бОльшей "вовлеченности" в западноевропейскИЕ культурЫ.
Если говорить о "современности", то отдельно необходимо упомянуть труд М.М. Бахтина "Проблемы поэтики Достоевского", который стал одним из краеугольных камней литературоведения и в США и в западноевропейских странах и заодно в очередной раз "вовлек" сочинения Достоевского в круг актуальных проблем.
Ну и да, совершенно верно выше отметили, что необходимо различать, так сказать, "массовую" и "академическую" популярность. Совершенно разные механизмы действуют и если считать только "поголовье окормленных", то смешной сериал на ВВС дал Толстому гораздо больше очков, чем книга Бахтина Достоевскому." - https://thequestion.ru/questions/80693/poch...ren_na_5f0771f8
Книгочей
(Книгочей @ 13-02-2020 - 20:33) Почему Достоевский так популярен на Западе? "На этот вопрос можно найти ответ в книге " Миросозецрание Достоевского ", которая была написана знаменитым философом Н.А. Бердяевым: "Tвopчecтвo Дocтоeвcкoгo ecть pyccкoe cлoвo o вceчeлoвeчecкoм. И пoтoмy из вcex pyccкиx пиcaтeлeй oн нaибoлee интepeceн для зaпaднoeвpoпeйcкиx людeй. Oни ищyт в нeм oткpoвeний o тoм вceoбщeм, чтo и иx мyчит, нo oткpoвeний инoгo, зaгaдoчнoгo для ниx миpa pyccкoгo Bocтoкa. Пoнять дo кoнцa Дocтoeвcкoгo — знaчит пoнять чтo-тo oчeнь cyщecтвeннoe в cтpoe pyccкoй дyши, знaчит пpиблизитьcя к paзгaдкe тaйны Poccии[...] Дocтoeвcкий oтpaжaeт вce пpoтивopeчия pyccкoгo дyxa, вcю eгo aнтинoмичнocть, дoпycкaющyю вoзмoжнocть caмыx пpoтивoпoлoжныx cyждeний o Poccии и pyccкoм нapoдe. Пo Дocтoeвcкoмy мoжнo изyчaть нaшe cвoeoбpaзнoe дyxoвнoe cтpoeниe..."(с)
RexSep
(Книгочей @ 18-02-2020 - 02:58) Что почитать, чтобы это постараться понять :
скрытый текст
"Если же напрямую обратиться к произведениям писателя, то, пожалуй, наиболее информативным для клиницистов является образ князя Мышкина в романе «Идиот», которого Достоевский наделил собственными болезненными переживаниями. Он обрисовал эпилептический характер дефензивного круга в сочетании с психическим инфантилизмом и создал настолько точные описания припадков, аур, постприпадочных состояний, что они не только могут служить наглядными иллюстрациями к пособию по эпилептологии, но и доказывают, что лишь действительно больной эпилепсией человек мог быть автором таких описаний. Чего только стоит описание начала большого судорожного припадка у князя Мышкина: «Затем вдруг как бы что-то разверзлось перед ним: необычайный внутренний свет озарил его душу. Это мгновение продолжалось, может быть, полсекунды; но он, однако же, ясно и сознательно помнил начало, самый первый звук своего страшного вопля, который вырвался из груди его сам собой и который никакою силой он не мог бы остановить. Затем сознание его угасло мгновенно, и наступил полный мрак». «Братья Карамазовы» – последний роман писателя – произведение во многом автобиографичное, изобилующее персонажами с психическими расстройствами от психопатического до психотического уровня. Личность Федора Карамазова, его отношения с сыновьями писатель создавал на основании впечатлений, которые он вынес из отцовской семьи, а мотив отцеубийства в романе дал почву психоаналитикам для исследования истоков эдипальных переживаний Достоевского.
Роман «Бесы» также наполнен психопатологическими типажами. Так, психическое расстройство Николая Ставрогина по описанию укладывается в клиническую картину шизофрении, Кириллов страдает эпилептическими припадками, которым предшествуют восторженные ауры, а в лице Марии Тимофеевны Лебядкиной представлена картина эпилептического слабоумия с часто повторяющимися припадками, дезориентировкой, иллюзиями памяти, склонностью употреблять уменьшительно- ласкательные слова. В «Двойнике» Достоевский нарисовал картину душевного заболевания маленького канцелярского чиновника Голядкина с маниакальным возбуждением и галлюцинациями.
У героини «Униженных и оскорбленных», Нелли, Достоевский описывает эпилепсию с примесью истерических черт характера (своенравие, капризы, подавление аффекта в виде обид), когда эпилептиформные припадки возникают реактивно в связи с психогенными моментами. «Игрок» – тонкое описание поведения и переживаний зависимой личности – написан по мотивам собственной зависимости писателя от игры в рулетку, с которой он годами вел неустанную борьбу.
«Энциклопедия. Достоевский». Ты-сячи книг написаны о Достоевском. И все же данный труд, опубликованный в 2003 г. и дополненный в 2008 г., выделяется среди множества исследовательских и справочных изданий. Впервые под одной обложкой собраны сведения практически обо всех произведениях писателя (написанных и ненаписанных), его героях, людях, окружавших Достоевского, понятиях, так или иначе связанных с его именем. Главные источники цитирования – тексты самого Достоевского (художественные произведения, публицистика, письма, записные тетради) и воспоминания современников о нем.
Что посмотреть:
Произведения Федора Михайловича Достоевского, как и многих других классиков русской литературы, неоднократно экранизировались. К примеру, снято целых 10 фильмов по мотивам романа «Игрок», а первая экранизация «Идиота» была создана в 1910 г. режиссером немого кино Петром Чардынином. Особый интерес отечественного зрителя завоевали снятые российским телевидением в последние годы мини-сериалы «Идиот» (режиссер Владимир Бортко, 2003 г.) и «Достоевский» (режиссер Владимир Хотиненко, 2011 г.). В обоих фильмах главную роль играет актер Евгений Миронов."(с). - полностью см. здесь : https://neuronews.com.ua/ru/issue-article-5...skogo#gsc.tab=0
А где это? (Источник цитаты?). Я заподозрил некоторый очерк, он издан в трёх бумажных изданиях (а первая часть - ещё и в электронном), одно из тех трёх бумажных изданий у меня есть. Я стал просматривать ту книгу, искал в ней первые два абзаца ("Если же напрямую.." и ""Братья Карамазовы" - последний..."), не нашёл этих абзацев (в первой части)! Итак, источник цитаты? И: бумажные издания выпущены уже давно (в 2001, 2002, 2009 годах; а сейчас уже 2020 год). (Книгочей @ 13-02-2020 - 19:51) Впрочем, мне лично Фёдор Достоевский и Лев Толстой и их творчество не особо интересны. Мне интересны произведения и сам Алексей Толстой, хотя, он и барствовал как "красный граф". Не путайте Льва Толстого и Алексея Толстого. Кстати, Толстых - аж три: Лев Николаевич, Алексей Николаевич, Алексей Константинович. А есть ещё и четвёртая - Татьяна Толстая...
Книгочей
(RexSep @ 18-02-2020 - 11:41) А где это? (Источник цитаты?). Я заподозрил некоторый очерк, он издан в трёх бумажных изданиях (а первая часть - ещё и в электронном), одно из тех трёх бумажных изданий у меня есть. Я стал просматривать ту книгу, искал в ней первые два абзаца ("Если же напрямую.." и ""Братья Карамазовы" - последний..."), не нашёл этих абзацев (в первой части)! Итак, источник цитаты? И: бумажные издания выпущены уже давно (в 2001, 2002, 2009 годах; а сейчас уже 2020 год). Источник - это статья под названием "Мифы и реалии болезни Достоевского.", 2011 г. из "НейроNews", а ссылка под спойлером ( https://neuronews.com.ua/ru/issue-article-5...skogo#gsc.tab=0 ). Не путайте Льва Толстого и Алексея Толстого. Кстати, Толстых - аж три: Лев Николаевич, Алексей Николаевич, Алексей Константинович. А есть ещё и четвёртая - Татьяна Толстая... Мне это хорошо известно и я ничего не путаю ! Сами-то поняли что хотели сказать ?
RexSep
(Книгочей @ 18-02-2020 - 14:52) Не путайте Льва Толстого и Алексея Толстого. Кстати, Толстых - аж три: Лев Николаевич, Алексей Николаевич, Алексей Константинович. А есть ещё и четвёртая - Татьяна Толстая...Мне это хорошо известно и я ничего не путаю ! Сами-то поняли что хотели сказать ? Да. Вы выразились: Лев Толстой и их творчество не особо интересны. Мне интересны произведения и сам Алексей Толстой, Вот я и понял, что Лев Толстой и Алексей Толстой для Вас - "на одно лицо".
Книгочей
(RexSep @ 18-02-2020 - 20:49) (Книгочей @ 18-02-2020 - 14:52) Не путайте Льва Толстого и Алексея Толстого. Кстати, Толстых - аж три: Лев Николаевич, Алексей Николаевич, Алексей Константинович. А есть ещё и четвёртая - Татьяна Толстая...Мне это хорошо известно и я ничего не путаю ! Сами-то поняли что хотели сказать ?Да. Вы выразились: Лев Толстой и их творчество не особо интересны. Мне интересны произведения и сам Алексей Толстой,Вот я и понял, что Лев Толстой и Алексей Толстой для Вас - "на одно лицо". Вы слепой ? Я написал : "Впрочем, мне лично Фёдор Достоевский и Лев Толстой и их творчество не особо интересны. Мне интересны произведения и сам Алексей Толстой, хотя, он и барствовал как "красный граф".
RexSep
(Книгочей @ 18-02-2020 - 21:28) (RexSep @ 18-02-2020 - 20:49) (Книгочей @ 18-02-2020 - 14:52) Не путайте Льва Толстого и Алексея Толстого. Кстати, Толстых - аж три: Лев Николаевич, Алексей Николаевич, Алексей Константинович. А есть ещё и четвёртая - Татьяна Толстая...Мне это хорошо известно и я ничего не путаю ! Сами-то поняли что хотели сказать ?Да. Вы выразились: Лев Толстой и их творчество не особо интересны. Мне интересны произведения и сам Алексей Толстой,Вот я и понял, что Лев Толстой и Алексей Толстой для Вас - "на одно лицо". Вы слепой ? Я написал : "Впрочем, мне лично Фёдор Достоевский и Лев Толстой и их творчество не особо интересны. Мне интересны произведения и сам Алексей Толстой, хотя, он и барствовал как "красный граф". Скорее, невнимательный. "Слона-то я и не приметил". Я мог бы ещё придраться, о котором из Алексеев Толстых речь идёт - об Алексее Николаевиче (авторе "Золотого ключика, или Приключений Буратино") или об Алексее Константиновиче (авторе "Князя Серебряного"). Но "красным графом" называли обычно Алексея Николаевича, так что речь - скорее всего, о нём. Ни об одном из двух Алексеев Толстых темы на "Секснароде" не создано. Если вдруг создадите подобную тему, когда недельным заданием будет "напиши ... постов в форуме" - имейте в виду: первое сообщение темы, скорее всего, не считается.