Взрослая социальная сеть |
Я считаю что? |
||
Учебники чудовищно лживы. История искажена до ужаса. | [ 38 ] | 44.19% |
Учебники отражают исторические события правдиво и беспристрастно. | [ 47 ] | 54.65% |
Всего голосов: 86 |
QUOTE (Stаrla @ 09.06.2008 - время: 11:52) |
Лука, вроде как и по-русски говорим, но что-то никак не можем понять друг друга. Я прошу вас (или других опонентов) выложить мне отсканеные страницы из учебника истории для средней школы со штампом библиотеки этой школы, чтобы было понятно, что дети действительно по нему занимаются. Тогда дискуссия будет иметь смысл. До той поры, пока нет доказательств, дискуссия не имеет смысла. |
QUOTE (Stаrla @ 09.06.2008 - время: 12:12) |
Нет, ну до вечера я подожду. Однако вы тут уже на 4 страницы развели дискуссию, а никаких доказательств нет. Это-то и странно (ну, лично для меня). Хотя, если вам так, просто поговорить хочется, тогда все становится на свои места. |
QUOTE |
Учебники - в списках гос. документов. Это Раттус признал. |
QUOTE |
Шевченко Л.Л. Православная культура. Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3 (4) годы обучения. Книга вторая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005. 176 с. Это учебное пособие входит в состав учебно-методического комплекса по «Православной культуре». Проще говоря, по данной книжке детей будут учить ОПК. |
QUOTE |
НЕПРИСТУПНАЯ КРЕПОСТЬ Наши войска вели штурм неприступной немецкой крепости Кенигсберг. Люди совсем обессилели, потери были огромны. А фашисты были ещё сильны. Мы могли потерпеть поражение. Вдруг видим: приехал командующий фронтом, много офицеров и с ними священники с иконой. Многие стали шутить: «Вот, попов привезли, сейчас они нам помогут». Но командующий быстро прекратил всякие шутки, приказал всем построиться, снять головные уборы. Священники отслужили молебен и пошли с иконой к передовой. Мы с недоумением смотрели: куда они идут во весь рост? Их же всех перебьют! От немцев была такая стрельба — огненная стена! Но они спокойно шли в огонь. И вдруг стрельба с немецкой стороны одновременно прекратилась, как оборвалась. Тогда был дан сигнал — и наши войска начали общий штурм Кенигсберга с суши и с моря. Произошло невероятное: немцы тысячами сдавались в плен! Как потом в один голос рассказывали пленные, перед самым русским штурмом в небе появилась Мадонна (так они называют Богородицу), Которая была видна всей немецкой армии. И у всех солдат отказало оружие — они не могли сделать ни одного выстрела. Тогда-то наши войска, преодолев заграждения, легко сломили сопротивление и взяли город, который до этого был неприступен! Во время этого явления немцы падали на колени. И очень многие поняли, в чём здесь дело, и Кто помогает русским! |
QUOTE |
Клерикализация системы образования в России – это вульгарно-атеистический миф, идеологический жупел, эксплуатируемый воинствующими атеистами и ненавистниками России. |
QUOTE |
Полноценное классическое университетское образование в России невозможно построить без надлежащей организации теологических факультетов, которые, в свою очередь, не могут нормально развиваться без введения в государственной системе аттестации научных работников ученых степеней кандидата и доктора теологии. |
QUOTE (rattus @ 09.06.2008 - время: 12:49) |
Ну и что. Списки у всех странах есть. Я вот на "Политике" тож нашел учебник:[QUOTE]Шевченко Л.Л. Православная культура. Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3 (4) годы обучения. |
QUOTE |
"Толерантный" учебник по православной культуре не содержит ничего о православной культуре Несколько слов об экспериментальном учебном пособии "Православная культура" для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий Л. Л. Шевченко В 2003 году после завершения скандала, связанного с ложным обвинением учебника Аллы Бородиной "Основы православной культуры" в "нетолерантности" удивительно скоро появился образец "толерантного православного учебника" – учебник Людмилы Шевченко "Православная культура" (Шевченко Л.Л. Православная культура. Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. 1-й год обучения. Книга первая. М.: Издательский дом "Покров", 2003. 96 с.) Учебник Л. Л. Шевченко не стяжал себе такой громкой и непримиримой ненависти со стороны нерусских и антирусских псевдоправозащитников. Почему? Попробуем разобраться. Прежде всего следует отметить, что экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий (далее – учебное пособие) "Православная культура" Л. Л. Шевченко ярко выделяется из ряда существующих в настоящее время учебных пособий по предмету "Православная культура" тем, что в нем за исключением предисловия (с.4-5) и одного стихотворения ("Русь" И.С.Никитина, с.14) полностью отсутствуют слова "православная", "православие" и однокоренные. То есть в учебном пособии Л. Л. Шевченко нет ни одного (за исключением предисловия) авторского текста, где использовалось бы слово "православие" или какое-либо его производное. В учебном пособии Л. Л. Шевченко начисто отсутствуют слова "христианство", "христианский" и все однокоренные. Нет ни одного слова "Христос", всего лишь один раз на все учебное пособие приводится имя Иисус. Нет ни одного слова "церковь" (как нет ни одного производного от этого слова) и ни одного выражения "Русская Православная Церковь". Все это дает исчерпывающие основания усомниться в том, что данное учебное пособие действительно посвящено православной культуре. Первые 30 страниц более напоминают учебник природоведения, но не имеют никакого отношения к собственно православной культуре. До страницы 32 в учебном пособии вообще ничего не говорится на тему религии. Вместо этого приводятся сомнительные иллюстрации и еще более странные задания. Так, на с.20 приведена очень странная для восприятия первоклассника иллюстрация Н.Пиросманишвили "Белая медведица с медвежатами", где искаженные фигуры белых медведей изображены на фоне свисающего сверху яблока и расположенных позади зарослей каких-то тропических растений. На с.15 весьма неудачно приведен фрагмент картины А.А.Пластова "Сенокос", на котором изображены, в основном, одни лишь достаточно широкие в обхвате взрослые деревья. Никакого отношения к православной культуре не имеет иллюстрация П.Скачатти "Обезьяна, сойка, аист, попугай". Приведенная на с.38 фотография, подписанная как "Мир Божий" и представляющая собой изображение каменистой пустыни на фоне неба (этакий лунный пейзаж) отражает представления о Мире Божием лишь Л. Л. Шевченко. Приведение в учебном пособии по православной культуре подобного рода иллюстраций можно расценить только как издевательство над учащимися и над православной культурой. Иллюстрирование учебного пособия по православной культуре картинами революционного художника Петрова-Водкина (с.55), несомненно, является новацией. Не хватает только цитат из произведений В.И.Ленина и Л.Троцкого о православной культуре! Учебное пособие Л. Л. Шевченко явно перегружено не имеющими никакого отношения к преподаванию православной культуры заданиями, типа задания определить, какие у кого шерстка, лапки и хвостик. Есть и откровенно шокирующие задания, вроде приведенного на страницах 22-23. В этом задании Л. Л. Шевченко предлагает учащимся сопоставить цвета и носителей этих цветов. Однако если применительно к синему, зеленому и др. цветам Л. Л. Шевченко предлагает ряд вполне понятных и нормальных для восприятия ребенка предметов, то к цвету красный она нашла лишь единственный носитель – кровь. Это очень странный в данном контексте выбор. Лимон, васильки, снег, ворона, кузнечик и т.д., и здесь же – кровь! С точки зрения детской психологии такие новации в учебнике для первоклассников просто чудовищны и разрушительны для детской психики, с точки зрения педагогики это – антипедагогично. Задание на с.56: "Что такое лампада? Похожа ли она на современную Л-М-У?" Лампу, ламу, лимфу, ломку? Было бы логичнее и полезнее написать о лампаде, чтобы дети действительно получили понятие об этом предмете, зачем и когда он используется. Чуть ниже на той же с.56 еще одной странное задание: "Прочитай и объясни пословицу: "При матери тепло, при солнышке добро". Дети должны будут осознать, что при матери добра быть не может, потому что оно при солнышке? Но дети знают, что тепло дает и солнце. Подобного рода задания будут вводить детское сознание в смущение и смятение. На с.62 приведено задание: дети должны выделить из ряда слов те, которые можно отнести к доброму человеку. Слова такие: спокойствие, улыбка, радость (выделены красным), непослушание, уныние (выделены черным). Очевидно, ребенок выберет в ответ на вопрос словесный ряд, выделенный красным. Но это есть навязывание совершенно необоснованного ответа. Почему непослушание, безотносительно ситуации, в которой оно проявляется, обязательно должно относиться к недоброму человеку (эта идея вновь будет навязана учащимся на с.77 пособия)? Почему ребенок должен проявлять послушание к чужому взрослому на улице, который его зовет пойти с ним? Л. Л. Шевченко решила готовить из детей потенциальных жертв педофилов? Улыбка совершенно не обязательно относится к доброму человеку, многие страшные преступления творились с улыбкой на устах. Сомнительно и однозначное отнесение качества "спокойствие" к доброму лишь человеку. В таком вот весьма спорном смысловом ключе и методически безграмотные задания переполняют все пособие Л. Л. Шевченко. Противопоставление "совесть – грех" (с.84) является совершенно неверным и представляет собой следствие очень странных персональным представлений Л. Л. Шевченко об этических категориях вообще. В выпущенном Л. Л. Шевченко авторском словаре для учителя "Этические альтернативы" (М.: Народный учитель, 2002, 47 с.), действительно, большинство определений представляют собой альтернативы здравому смыслу. Методически учебное пособие Л. Л. Шевченко подготовлено крайне безграмотно и небрежно. Так, на с.50 говорится: "Так как Бог – Создатель и Творец, Отец Небесный, к Нему так и обращаются: "Отец (Отче) наш", а буквально через пару страниц, на с.56, дается следующее задание: "Почему мы называем землю матерью?" Так как обе темы не получили в пособии Л. Л. Шевченко дальнейшего раскрытия, у ребенка в сознании может сложится некая мифологическая супружеская чета – "бог-отец" и "мать-земля", что, очевидно, не будет способствовать приобщению детей к православной культуре, а, напротив, будет способствовать насаждению в их сознаниях язычества. В учебном пособии Л. Л. Шевченко если и приведены пересказы библейских сюжетов, то в подавляющем большинстве случаев – Ветхого Завета. В принципе учебный курс "Мы изучаем Ветхий Завет" тоже полезен, но Л. Л. Шевченко даже боится его назвать. Все приведенные сюжеты сопровождены подзаголовками "Из Священной истории". Чьей священной истории? Папуасов, североамериканских индейцев, индусов? По сути дела, Л. Л. Шевченко довела до абсурда свой страх показать себя православной, сделать свое пособие действительно посвященным православной культуре. На с.36, 42, 45, 49, 50, 70, 79, 80, 83 приведены иллюстрации на темы библейских сюжетов, однако подписи под всеми указанными иллюстрациями – единообразны: "Фреска". По несколькими иллюстрациями дополнительно указано, что эта фреска в Ярославле. И все. Где фреска? На вокзале, в мэрии, в школе? Что такое фреска, каков смысл этих сюжетов? Л. Л. Шевченко просто панически боится, как бы ее не заподозрили в нетолерантности, поэтому просто-напросто банально выхолостила учебное пособие по православной культуре, превратив его в абстрактные рассуждения на некоторым образом близкие темы. Не владея точными сведениями, мы не будем обсуждать появившуюся в интернете информацию о том, что отец Киприан Ященко встречался с Л.Пономаревым, устроившим ксенофобскую травлю автора другого учебного пособия по православной культуре – А.В.Бородиной. Л.Пономарев клеветнически обвинил А.В.Бородину в ксенофобии, нетолерантности и т.п. только за то, что автор честно и добросовестно попыталась передать детям в своем учебном пособии знания о православной культуре. При наличии некоторых недостатков в пособии А.В.Бородиной она по крайней мере подготовила пособие действительно по православной культуре. В отличие от Л. Л. Шевченко. В любом случае пособие Л. Л. Шевченко – это образец действительно толерантистского пособия по предмету "Православная культура". Л.Пономарев может праздновать неоспоримую победу – издательский дом "Покров" при содействии, как указано на с.93 пособия Л. Л. Шевченко, Издательского Совета Русской Православной Церкви выпустил учебное пособие "Православная культура", в котором нет ничего о православной культуре, которое профанирует преподавание учащимся знаний о православной культуре. Это пособие даже нет оснований назвать культурологическим. Единственное, что сочла необходимым и возможным сказать о преподобное Серафиме Саровском Л. Л. Шевченко, было: "Радость моя, не время нам унывать!" – Такими словами встречал всех людей, которые приходили к нему за помощью, великий русский святой преподобный Серафим Саровский" (с.61). Ни информации о то, кем был преподобный Серафим Саровский, ни разъяснения, что значит преподобный, что значит святой, в чем проявилось то, что преподобный Серафим Саровский был великим русским святым. Очевидно, по мнению Л. Л. Шевченко, в толерантном учебнике по православной культуре таким сведениям не место. На с.51 приведен вопрос: "Как называются слова, с которыми обращаются к Богу?", но нигде ранее не разъясняется, что такое молитва, каков ее смысл. На с.65 текст: "Запомни: сей день сотворил Господь, возрадуемся и возвеселимся в оный! Этот день сотворил Господь Бог, будем радоваться и веселиться!" занимает целую страницу. Каков в этом смысл в такой "игре" площадями полос учебного пособия, не ясно. А без дополнительного разъяснения учащимся смысла приведенного текста, такая подача материала явно является профанацией преподавания и, в любом случае, не имеет никакого отношения к православной культуре. Вывод. Учебное пособие Л. Л. Шевченко является методически совершенно безграмотным, антипедагогическим, профанирует преподавание православной культуры, выхолащивает ее смысл и содержание, представляя собой антиправославную попытку подмены содержания учебного курса "Православная культура". По существу, нет никаких оснований назвать это пособие православным по содержанию. N 14, 2006 г. |
QUOTE (rattus @ 09.06.2008 - время: 13:15) |
Андрей, сравни годы выпуска в моей цитате и своей. У меня уже второе издание.... |
QUOTE |
Не понял? Эту книгу минобразования не то что в перечень, даже к рекомендации не допустит |
QUOTE (fekete @ 20.07.2008 - время: 10:49) |
«История украинского народа насчитывает 140 тысяч лет», – так начинается учебник по истории для 7-го класса. |
QUOTE (Luca Turilli @ 20.07.2008 - время: 10:59) |
В интернете можно найти про него много информации... Но нет самого главного: в какой из деревушек Галичины родился Снофру? |
QUOTE (fekete @ 20.07.2008 - время: 11:14) |
Хочу обратить внимание, что украинскому народу не 5.000 лет, а 140.000 лет. Т.е. надо искать события годов этак 138000 до н.э. |
QUOTE (Luca Turilli @ 20.07.2008 - время: 10:59) |
В интернете можно найти про него много информации... Но нет самого главного: в какой из деревушек Галичины родился Снофру? |
QUOTE |
А может украинцы это атланты? Ведь если вдуматься и помыслить здраво Труханов остров 100% остаток былого величия атлантов! Почему об этом замалчивают и не отражают в учебниках истории?! |
QUOTE (Веталь @ 20.07.2008 - время: 12:21) |
Ты бы лучше не искал в интернете всякие глупости типа Каныгина и Шилова, а обратился бы к светилам российской истории, например к Ломоносову, было бы больше пользы, Лука, да и знания заодно пополнил бы , а то читаешь бред, а потом смеешься. Например вот: "Надо еще, объективности ради, упомянуть о взглядах М. В. Ломоносова на происхождение россов от племени роксоланов. Ведь это имя могло произноситься чуть иначе: россолане, что похоже на россияне. К тому же слово «роксоланы» могло быть составлено из двух: «россы» и «аланы»." Россолан ты наш |
QUOTE |
Лука, ты занешь что такое Гиперборея? Нет? |
QUOTE |
Это наглое враньё |
QUOTE |
Ну почему нет? Название дословно обозначает «за Бореем», «за севером». Где связь? |
QUOTE (rattus @ 20.07.2008 - время: 14:00) |
Сканы в студию! |
QUOTE (rattus @ 20.07.2008 - время: 14:20) |
Эт я к fekete. Желательно скан с печатью как на моих, а то я что-то не доверяю человеку с фамилией Кириллов.... |
QUOTE (rattus @ 20.07.2008 - время: 15:02) |
Ну эт прикольно конечно. Но дело в том, что fekete цитировал статью из дешовой газетёнки а не сам учебник... |
QUOTE |
Я не знаю, что он цитировал.. |
QUOTE |
Но то, что историю искажают и пытаются детям внушить выпиющую ложь за чистую монету, |
QUOTE (Luca Turilli @ 20.07.2008 - время: 14:39) | ||
А с фамилией Уаэнра Неферхеперура доверяешь? Это десятый гетман XVIII династии украинских гетманов, выдающийся политик, знаменитый религиозный реформатор, во время правления которого произошли значительные изменения в украинской жизни — в политике, в религии (впервые сформулировал принципы монотеистической религии, основанной на почитании солнечного диска — Атона) и искусстве.... |
QUOTE |
Ученые мужи заставляют детей принять на веру и множество других фактов, самым бессовестным образом переиначивая суть истории. |
QUOTE |
Учебники чудовищно лживы. История искажена до ужаса. [ 32 ] [41.03%] Учебники отражают исторические события правдиво и беспристрастно. [ 45 ] [57.69%] Всего голосов: 78 |
QUOTE (Холод @ 27.07.2008 - время: 11:22) | ||
Убейте меня.. Я не хочу эти цифры видеть.. |
QUOTE (Luca Turilli @ 20.07.2008 - время: 14:39) |
А с фамилией Уаэнра доверяешь? |
QUOTE |
Потом патриоты во главе........ неважно с кем... списались в ПМ |
QUOTE |
опроса учебники не станут правдивыми и дети будут продолжать изучать букет лжи... |
QUOTE |
Нехерфеперчук Мыкола Фэдоровыч. |
QUOTE |
Образ России в современных украинских учебниках истории сформирован в виде безжалостной и холодной чиновничье-бесстрастной державы, случайно возникшей на северо-восточных окраинах святой Украины-Руси. Впервые с историей учащийся знакомится в 5-м классе, и в качестве основных предлагаются два учебника: «Введение в историю Украины» и «Рассказы об истории Украины» (авторы первого В. Власов и О. Данилевская, второго — В. Мисан). Уже в первой главе «Введения...» в форме беседы М. Грушевского со своей дочерью начинается свободный полет фантазии авторов. «Когда во второй половине XVI в. украинские земли попали под власть польского короля, — пишет учебник, — казаки не покорились его воле и вскоре возглавили национально-освободительную войну (странная «забывчивость»: поляки сами же и создали Запорожскую Сечь как форпост от нападений татар, и именно во второй половине XVI века, так что «непокорившихся казаков» до той поры просто в природе не существовало, что же до их гетманов — ими становились преимущественно польские шляхтичи. — прим. ред.). На освобожденных землях они возродили украинское государство, руководил которым гетман Богдан Хмельницкий. Но не судилось Украине надолго удержать волю. Коварные соседи непрестанно зарились на плодородные украинские земли. Долго боролись казаки, отбиваясь от Московского царства, Польши и Турции, но с каждым годом теряли свои права. В конце концов русский царь уничтожил казацкий уклад, и украинские земли в который раз оказались под властью нескольких чужих государств». Название второго раздела «Княжеская Русь — Украина» говорит само за себя. Автор не сомневается, что Киевская Русь — исключительно украинское достояние. В эпоху средневековья Россия вообще исчезает, возникая лишь в лице коварного боярина Бутурлина на вынужденном и «сомнительном мероприятии» в Переяславе в 1654 году, где никакой Рады не было, а «истекающая кровью Украина» в лице казацкой старшины и гетмана Б. Хмельницкого была вынуждена присягнуть царю. «Заключенное с Богданом Хмельницким соглашение свидетельствовало, что на украинских землях образовалось государство, с которым вынуждены были считаться соседи. Однако укрепление Войска Запорожского беспокоило их. Польша, Московия, Турция начали прибегать к враждебным действиям за спиной украинского правительства. Наступление на независимость украинского государства значительно усилилось после смерти гетмана. Подкупами, мятежами, заговорами чужестранцы стремились внести раздор в среду казацкой старшины и обострить борьбу за гетманскую булаву. Это в конце концов привело к жестокой братоубийственной войне, расколовшей казацкую Украину на Левобережную и Правобережную Гетманщины, каждую со своим гетманом. Разделение было окончательно закреплено соглашением в селе Андрусов, подписанном в 1667 году между Польшей и Московией. По этому договору Левобережная Украина отходила к Московии, а Правобережная — к Польше. Разделив между собой Украину, Польша и Московия не собирались защищать интересы украинского народа. Особенно сложной была ситуация на Правобережье, население которого, помимо прочего, страдало от нападения турок и татар (которых казаки сами и приводили истреблять своих же сородичей. — ред.). Разрушительные военные действия уничтожили сотни сел, поселков и городов, что привело к полному запустению больших территорий. Тот сложный период истории Украины получил название Руина». Сплошная ложь, причем со ссылками на Грушевского (который, несмотря на свою приверженность украинскому национализму, обвинял в Руине именно казачество. — ред.), нисколько не смущает авторов «учебника», явно преследующих совершенно другие, далекие от исторической достоверности цели. К 168-й странице этого наставления для детей младшего школьного возраста образ России окончательно формируется как образ врага, приобретая еще одну классическую характеристику такого образа — обезличенность. Русской, даже параллельной украинской, истории с именами и событиями не существует. Есть лишь московиты, московский царь, «его царское величество», не иначе как в кавычках. Агрессия московитов достигает своей кульминации в период ликвидации украинской казацкой державы, создания Малороссийских коллегий, разрушения Запорожской Сечи. Затем следует реквием украинской государственности. В частности, по пострадавшим якобы от московитских гонений выдающимся гетманам, деятелям культуры, инженерам, архитекторам, философам и писателям (кстати, причислявшим себя к русскому народу и ведать не ведавшим о существовании никому тогда неизвестного украинского. — ред.). Особого внимания заслуживает титульный лист пятого раздела, где помимо текста в верхней части (набранного шрифтом, явно воздействующим на подсознание ребенка) в полный рост изображен воин, будто только сошедший с советских военно-патриотических плакатов, правда почему-то со злобным выражением лица и в форме украинских сичевых стрельцов (УСС), пытавшихся «доблестно воевать» в ходе Первой мировой войны на стороне Австро-Венгрии и бесславно разгромленных русской армией в первом же бою. С самого начала и на 33 страницах пятого раздела «высоким штилем» славится украинское освободительное движение под руководством наиболее сознательных галицких борцов за свободу и независимость от России. С этого раздела образ России как врага уже окончательно сформирован. История Украины ХХ века в этом учебнике пронизана глубокой ненавистью к России. Вот всего лишь несколько цитат: «С 1918 года велась длительная война большевистской России против Украины. Уже первые бои засвидетельствовали неслыханную жестокость новой российской власти. Украина истекала кровью, однако в конце 1920 года в Надднепрянщине была установлена большевистская власть. На захваченных украинских землях большевиков в первую очередь интересовал хлеб. Угрожая оружием, они требовали от крестьян отдавать урожай. Лишь во второй половине 1922 года из Украины было вывезено 320 тысяч тонн зерна. А два миллиона украинских детей между тем голодали. Со второй половины 20 х годов началось насильственное создание коллективных хозяйств — колхозов. С такими порядками украинские крестьяне не могли мириться. Но к тем, кто оказывал сопротивление, большевики применяли силу. Их объявляли кулаками, целыми семьями массово вывозили в Сибирь, где нередко среди свирепой зимы выбрасывали полураздетыми в пустынных местах «на поселение». Чтобы окончательно сломить сопротивление украинских хлеборобов, большевистские вожди в Москве решили организовать на Украине преднамеренный голод. За одну только зиму-весну 1932—1933 годов на самых плодородных украинских землях от голода вымерло 7—10 миллионов душ. В то же время с истреблением украинского крестьянства правительство большевиков развернуло борьбу против украинского образования, науки, искусства. Деятелей государства, культуры, церкви, ученых, учителей, врачей, несогласных с действиями партии большевиков, арестовывали, высылали в Сибирь, заключали, расстреливали. Последовательно уничтожались любые проявления украинского государственного самоуправления. С тех пор все должна была решать Москва». Оказывается, большевиками был организован не только голодомор, но и... развязана Вторая мировая война! Ее авторы называют «советско-нацистской». «Для нашей земли, — пишет учебник, — Вторая мировая война была самой несправедливой из всех войн, ибо ни Советский Союз, ни Германия не заботились об освобождении Украины и построении в ней независимого государства. Сознательные украинцы понимали, что ожидать помощи неоткуда — нужно самим решать судьбу Украины. И возглавила таких национально сознательных украинцев Организация украинских националистов (ОУН), созданная в еще 1929 году из украинцев, вынужденных выехать на чужбину (почему-то именно в нацистскую Германию, но об этом ни слова! — ред.). С помощью ОУН было создано украинское правительство, а с началом советско-нацистской войны началось формирование украинской армии. С первых дней войны на украинских землях возникали отряды украинских партизан, или повстанцев. В конце 1942 года такие отряды образовали Украинскую повстанческую армию — УПА. Отряды УПА освобождали украинские города и села от фашистских оккупантов, защищали мирное население (это в составе эсэсовских дивизий, не правда ли? — ред.). Однако советское правительство не хотело, чтобы Украина имела свою армию. Поэтому, когда в 1943 году из Украины были изгнаны нацистские захватчики, большевики начали воевать с УПА. Эта позорная война против своего народа длилась до 1953 года, приводя к новым жертвам, и стала еще одним свидетельством большевистского террора». В общем, московские большевики не мешали доблестным воинам УПА изгонять нацистов из Украины, а когда это было сделано, набросились на обессиленных патриотов, у которых уже не было сил на продолжение борьбы. Однако они продержались до 1953 года, покрыв себя «неувядаемой славой». Здесь просто не знаешь чему возражать — ложь строится на лжи. Авторы учебника вряд ли смогут назвать хотя бы один город, который якобы был освобожден УПА, верой и правдой служившей нацистам, да и Украина была полностью освобождена не в 1943-м, а в октябре 1944 года, и вовсе без участия этих так называемых «сознательных» украинцев, убивавших даже младенцев. В целом Россия и все, что с ней связано, выглядит в украинских школьных учебниках источником исторической трагедии украинского народа, средоточием зла и азиатского коварства. Взаимоотношение России и Украины представлено как перманентное противостояние, порой даже военное. Украинцы на протяжении всей своей истории — борцы за независимость. Украинский народ все преодолел, выжил и сохранил свою культуру и самобытность в самые сложные времена оккупации русско-советской империей, не утратил стремление к свободе, независимости, собственной государственности. При этом совершенно игнорируется тот факт, что само население Украины вплоть до 1917 года, то есть до победы Великого Октября, идентифицировало себя только как русский народ. Украина в ее сегодняшних границах как государство сформировалась только при помощи большевиков и после 1917 года. А понятие «украинец» как национальность возникло лишь в СССР, опять же при непосредственном и весьма заинтересованном участии коммунистов, которые с 1920 года самым чудовищным образом проводили (как это ни странно) политику тотальной украинизации. Причем похлеще, чем это сегодня пытаются делать националисты. Вот только дойти до полного искажения истории они не додумались. Воспитание школьников в духе ненависти к соседнему государству (и к собственному народу, не делающему никаких различий между украинцами и русскими) — это нарушение всех норм национального и международного права, собственной Конституции, не говоря уже о правах человека, о соблюдении которых так много говорится. Об искреннем служении украинской национальной идее в данном случае не может быть и речи. |
QUOTE |
Главным средством идеологического воспитания юных украинцев в национальном духе служит система образования, краеугольным камнем которой является преподавание истории. За годы независимости Украины тотальному пересмотру подвергся не только советский период, что было бы естественно, но и вся история Украины с древнейших времен. Сразу оговоримся, что не станем рассматривать псевдоисторическую литературу, выпущенную немалыми тиражами на Западной Украине в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века, в которой рассказывается о великих украинцах — строителях египетских пирамид, Христе, Аттиле и пр. Бесследно схлынувшая в известные места, эта макулатура и тогда воспринималась как не подающийся анализу этнопсихологический феномен. От объемной советской историографии в современную украинскую науку перекочевала только фактологическая база и некоторые нейтральные концепции, в то время как ее методологической основой стали работы историков диаспоры, заклейменных в советские годы как буржуазные националисты. В целом можно выделить всего несколько основных посылов современной украинской исторической науки — кстати сказать, весьма тесно связанных с идеологическими установками национал-демократов и националистов. Если ранее в основу изучения истории был положен марксистско-ленинский тезис о классовой борьбе, пронизывавшей всю человеческую историю, то на Украине его место занял другой не менее спорный — борьба за независимость, смысл существования всех поколений украинцев, которые положили на алтарь свободы миллионы жизней. Второй тезис тесно связан с отношениями с северным соседом. Провозглашается, что Россия — это враг, нещадно эксплуатировавший Украину на протяжении веков, душивший ее культуру и язык и не брезговавший даже геноцидом. Третий тезис трактует украинскую историю как историю европейскую, тесно связанную с европейской политической и культурной средой. О тяжести советского багажа, который довлеет над современной украинской наукой, может свидетельствовать и нереализованная идея введения в высшей украинской школе в начале 90-х годов преподавания научного национализма (видимо, вместо научного коммунизма). Что касается украинской исторической школы периода независимости, то, несмотря на то, что ее верхушка сформировалась в Украинской ССР, а многие были коммунистами, проводниками марксизма с его историческим материализмом, то теперь это не мешает им спокойно исповедовать диаметрально противоположную идеологию и при этом довольно болезненно воспринимать упоминания о собственном тоталитарнокоммунистическом прошлом. Вместе с крайними формами русофобии и субъективных оценок и сегодня в учебниках для школ и вузов еще можно встретить более-менее объективный подход к подаче и освещению прошлого. Однако с годами количество таких книг неуклонно сокращается. Несколько особняком от полностью новой исторической братии стоит крупнейший украинский специалист по периоду Киевской Руси академик Петр Толочко, который по-прежнему старается осмыслить национальную историю во всем многообразии красок, а не только в черно-белой антироссийской гамме. Переходя непосредственно к ключевым событиям украинской истории в современной трактовке и не вдаваясь в глубокую полемику, можно вычленить несколько «узловых» тем. Прежде всего, это отрицание общности происхождения русских, украинцев и белорусов, которые никогда не составляли единой древнерусской народности и не имели общего языка. Украинцы существовали уже в древности и всегда были более демократичными, чем русские, склонные к авторитаризму. Не менее важна для осмысления украинской исторической науки и идея лишения России доли наследия в истории Киевской Руси. Последнее государство объявлено достоянием исключительно украинского народа — его творца. «История России имеет такое же отношение к истории Киевской Руси, как история Галлии к истории Римской империи», — провозгласил 100 лет назад в своей многотомной «Истории Украины-Руси «корифей» украинской науки Михаил Грушевский, и его наследники потратили немало сил для поиска доказательств этого вывода. Уже в истории XII века сначала буржуазные, а затем и современные историки заметили первые случаи «русской экспансии» на украинские земли, во главе которой стояли владимиро-суздальские князья. Сначала Юрий Долгорукий, а затем Андрей Боголюбский пытались захватить «украинский Киев». Разгром столицы Руси войсками Андрея Боголюбского в 1169 году в учебниках для школы трактуется как русский погром города, хотя, как известно, не последнюю роль в этом сыграли черниговцы и волыняне. Оценивая период украинской истории XIV—XVI веков, любят особенно подчеркивать важное место украинцев в Великом княжестве Литовском, а также участие местной шляхты в войнах с Москвой в XVI—XVII веках, будь то Оршинская битва или поход королевича Владислава на Москву. При этом не забывают обратить внимание на недружественные действия московских князей. Много слез пролито по поводу Переяславской рады 1654 года и воссоединения Левобережной Украины с Россией. Не было, оказывается, никакой присяги, и подлинных Мартовских статей договора между Богданом Хмельницким и Москвой не найдено, а хитрые «москали» обманули украинцев, у которых в это время было что-то вроде национальной революции. Вместо определенного договором то ли военного союза, то ли автономии загнали украинцев в свое ярмо. Такой подход без учета обстоятельств того времени характерен для многих оценок российско-украинских отношений в прошлом, равно как и замалчивание позитивных сторон. Особенно тот факт, что украинское население сконцентрировалось на Левобережной Украине под московским протекторатом, в то время как правобережная польская часть лежала в руинах и обезлюдела. Поэтому нескрываемой симпатией пользуются такие исторические личности, как гетманы Иван Выговский и Петр Дорошенко, которые хотели разорвать союз с Москвой. А Конотопская битва 1659 года, в которой украино-татарское войско разбило русских воевод, провозглашается величайшей победой украинского оружия. Как борец с российским игом занял свое почетное место в украинском пантеоне героев и Иван Мазепа, хотя и сегодня еще раздаются робкие голоса с его критикой. Его деятельность вместе с приближенным беглым генеральным писарем Филиппом Орликом («разработчиком самой демократической в мире Конституции»), запорожским кошевым атаманом Костем Гордиенко и наказным гетманом Павлом Полуботком, умершим в тюрьме в Петропавловской крепости, высоко оценена в историографии на фоне негативного восприятия правления Петра Первого и его преемников, которые от года в год урезали автономию Украины, пока вообще не отменили институт гетманства в 1761 году. Украина под властью царизма конца XVIII — начала XX веков — мрачная страница национальной истории: крепостничество с его ужасами, преследование украинского языка и культуры, русификация и т.д. Об этом пишется много и охотно. На щит подымают Тараса Шевченко, в творчестве и общественной деятельности которого находят антироссийские черты. О положительном, как обычно, молчок. Кстати и о том, что именно царская семья и российские деятели культуры выкупили его из крепостной неволи. Очень подробно рассматривается в учебниках короткий период самостоятельного существования киевской центральной власти в 1917—1920 годах, которая выдается за общеукраинское правительство. Историки стараются не концентрировать внимание на абсолютной нежизнеспособности Центральной рады, гетманата и Директории, которые имели слабую поддержку украинского народа, зато много пишут о героизме Симона Петлюры (петлюровцы прославились массовыми убийствами и грабежами евреев). Кстати, о приоритетах нынешней власти говорит тот факт, что сейчас проходит кампания по реабилитации Петлюры, которому собираются поставить памятник. Пишут о 300 студентах, которые вышли против большевиков под Круты и погибли (странно, что от миллионной украинской армии 1917 года через полгода никого не осталось на защите независимости), о жестокостях большевиков и московской агрессии против Украины, которая была оккупирована чужеземным врагом. На разные лады рассказывается о национально-освободительной борьбе, которая, к месту сказать, бесславно закончилась в обозе Пилсудского. Ни слова не пишется в официальной историографии о Донецко-Криворожской республике на востоке Украины. Знаковым событием в украинской политике и историографии является тема Голодомора 1932—1933 годов, как утверждают в учебниках, искусственно организованного Москвой. Число его жертв вместе с репрессиями неуклонно увеличивается от публикации к публикации и уже достигло астрономической цифры в 20 миллионов человек. Что касается Великой Отечественной войны, то ее все чаще предпочитают называть Второй мировой войной, в которой украинцы сражались друг против друга за независимость от немецкого и русского господства. Однако до недавнего времени не было единой трактовки деятельности Степана Бандеры и ОУН-УПА, хлебом-солью встречавших гитлеровцев во Львове и распиливавших советских людей на пилорамах. Их реабилитация — сегодня самая насущная задача, записанная даже в коалиционное оранжевое соглашение. Тем более в учебниках уже фигурирует фраза о том, что это части НКВД переодевались в одежду бандеровцев, чтобы творить свои зверства. 50—80-е годы — это время новой волны русификации, упадка украинства, имперской политики, после которой наконец-то пришла Независимость. Последними событиями учебников, до которых дошла рука авторов, стали оранжевые события Майдана и победа Ющенко — прогрессивных сил демократии и прогресса, написанная победителями. Правда, не всем нравится такой подход, но историю на Украине диктует политическая конъюнктура. Чтобы не быть голословными, приведем отрывок из современного украинского учебника по истории Украины для 9-го класса под редакцией Ф. Турченко и В. Мороко, выпущенного издательством «Просвита» в 1999 году в Запорожье и переведенного на русский язык для русскоязычных детей Юго-Востока Украины. С первых же страниц школьники узнают, что Украина была колонией России, «имперское правительство» которой целенаправленно проводило антиукраинскую политику, душило украинскую самобытность, разжигало национальную вражду, в то время как украинцы только и мечтали о независимости. Тезис этот так полюбился авторам, что они повторяют его из параграфа в параграф. Украинцы, пишут ученые историки, были «резервуаром» пушечного мяса для России — это была их плата за безгосударственное существование». «Украине пришлось кормить чужую армию и отдавать своих сынов на войну за чужие интересы», — пишут авторы дальше. Россия не давала развивать здесь отдельные отрасли промышленности, например, хлопковую (странно, что ее нет и в свободной Украине), строила не в тех направлениях железные дороги (видимо, сам факт такого строительства ни о чем не говорит), выкачивала несметные богатства и капиталы (точь-в-точь как британские колонизаторы в Индии). При этом авторы забыли, что Надднепрянская Украина была составной частью всероссийского рынка, а Донбасс при советах превратился в промышленное сердце империи, но господа Турченко и Мороко не хотят об этом ничего знать. Дальше — больше. На Украине, оказывается, существовали «острые русско-украинские противоречия» (где? когда? факты?). «Имперская русская власть», «преступления русского царизма перед украинским народом» — настаивают авторы. Не нравятся им и русские, которых, как они утверждают, специально переселяли на Юг и Восток Украины, и они не давали разгуляться украинской свободе. Еще бы, ведь идеи славянского братства «уродовали национальное сознание и не отвечали интересам украинского народа». С радостью сообщается о визите Василия Капниста в 1791 году в Берлин с целью прозондировать отношение Пруссии к идее украинской независимости. Так как других примеров не было, то маститые ученые еще дважды о нем упомянули. Отечественная война 1812 года названа «русско-французской». О тысячах украинцев, дворян и крестьян, которые грудью встали вместе с русскими и другими народами против нашествия Наполеона, — ни слова, зато пишется, что некоторые украинские помещики за столом поддерживали тостами французов. Потом вдруг выясняется из текста, что царское правительство оказалось к украинцам неблагодарным. Один из заголовков 21-го параграфа претенциозно называется «План антирусского восстания в Надднепрянщине», из которого можно почерпнуть сведения о польском шляхтиче, воевавшем с турками против русских на Дунае. Правда, тут же из приложенных к концу параграфа материалов следует, что в случае подобного восстания оно было бы направлено не против русских, как хотелось авторам, а против местной польской шляхты. Но разве это важно? Вообще, в учебнике немало противоречий, где желания историографов плохо согласуется с приводимыми ими же фактами. Далее утверждается, что лучше всего жилось западным украинцам под властью Австрии. Вот где и страна была европейская, и с образованием было хорошо, и местный парламент работал, и крепостные повинности добрый император Иосиф с мамой отменили. Правда, по ходу изложения выясняется, что преемники Иосифа вернули крепостнические порядки и увеличили барщину до 5—6 дней в неделю, что разобщенные Веной украинские земли имели колониальную систему подчинения с засильем польских, немецких, венгерских и румынских помещиков, что в крае практически не было промышленности, которая не могла конкурировать, но все равно украинцам не на что было жаловаться. В таком случае не совсем ясно, почему западные украинцы так стремились соединиться с русской Украиной, а не наоборот. Неохотно рассказывается о движении «москвофилов» на западноукраинских землях, которые взяли на вооружение русский язык и культуру в борьбе за свои права. В одном из последних параграфов (№60), авторы коснулись религиозных взаимоотношений, чтобы облить грязью православную церковь и похвалить греко-католиков, которые играли «диаметрально противоположную роль в сравнении с Православной церковью». Большинство подобных мыслей выделено жирным шрифтом для лучшего запоминания. Характерно, что почти в каждом факте украинской истории авторам удается увидеть козни северного соседа. Такой учебник был одобрен Министерством образования не при оранжевой власти, а при Кучме, которого некоторые считают едва ли не русофилом. Понятно, какое «разумное, доброе, вечное» сеют на многонациональной Украине с многомиллионным русским населением историки, которые за подобные опусы получают награды, премии и благодарности. Поэтому дети на уроках отвечают, что в Крымскую войну русские воевали с украинцами, рисуют на советских танках в годы Великой Отечественной войны желто-голубые знамена. Не удивительно, что российско-украинские отношения через 5—10 лет ждет еще более безрадостное будущее. |
QUOTE |
На минувшей неделе в редакцию газеты обратилась взволнованная мама ученика 8-го класса cимферопольского городского государственного лицея №1. Женщина рассказала, что после очередного урока истории случайно просмотрела тетрадь с конспектами сына. От увиденного она пришла в ужас. «Когда я стала читать, что записал за учителем мой ребенок, мне на секунду показалось, что урок истории вел психически нездоровый человек», — возмутилась мама. В доказательство своих слов она предоставила ту самую тетрадь. В ней под темой «Введение в историю Украины» ребенок со слов преподавателя старательно вывел следующие фразы: «Слово «Украина» появилось в XIX веке, его придумал Михаил Грушевский. До этого эту землю и народ называли Малороссия. Существует единый русский народ, а понятия малороссы, великороссы, белороссы обозначают географическое место рождение русского человека. Слово «Украина» является позорным словом, оно обозначает окраина. Слово «Украина» узаконили, чтобы разделить пополам. Мы живем не в Украине, а в России. Было Крещение Руси, а не Украины. Киев — мать городов русских, а не украинских. Поэтому ради сохранения единства русского народа мы не должны признавать такое государство, как Украина. Украинского народа и языка не существует». Возмущенная подобной методикой преподавания истории родительница стала одним из инициаторов проведения в ближайшую субботу родительского собрания, на которое планируется пригласить директора школы и учителя истории. Директор лицея №1 Алла Мищук призналась, что о возмущении родителей учеников она узнала от сотрудников управления образования Симферопольского горсовета. «Была жалоба в управление образования, нам оттуда позвонили, и мы стали принимать меры, — рассказала она. — Нас родители даже не поставили в известность. Мы узнали об этом от посторонних». Газета обратились к самому учителю Александру А. с просьбой объяснить свою методику преподавания истории Украины. Однако педагог отказался общаться с журналистами. На вопрос «почему?», он лишь ответил: «Да потому, что я историк». |
Рекомендуем почитать также топики: Равнение на Молдову Кто в Украине стал жить лучше? Евромайдан Итоги революционного майдана Человек Апреля |