Стоп, вот тут поправка - именно они и виноваты. Ибо, как говорил даже любимый КН картавый сифилитик, "жить в обществе и быть независимым от общества невозможно". А гражданская позиция нашей специально выведенной советскими селекционерами породы человека - терпеть любые зарплаты и пенсии и радоваться свету московских окон. Правительство управляет этой биомассой сейчас с её полного молчаливого согласия, не встречая никакого возмущения или сопротивления. А если кто-то не согласен и хочет вырваться из этой вязкой жижи, нет гарантий, что хватит сил. Я вырвался из болота, потому что мне было проще уходить "бродить по свету с карамелькой за щекою" - на мне не висела семья, мне нечего было терять в плане карьеры, кроме бонз, которые на меня сразу после университета смотрели жадно как на свежее мясо, которое будет бесплатно восполнять их некомпетентность. А на ком-то уже просто висит столько балласта, что уйти труднее. Элементарный пример: если мужик уедет в другую страну зарабатывать деньги и посылать их семье ради их сытого будущего, баба в 80% случаев уже в пределах полугода будет лежать под другим кобелём поближе. Это даже не моё убеждение "юноши", как Елена Третья сейчас завопит, это коллективное мнение опрошенных мной мужчин в возрасте 50-55 лет у которых уже по 3-4 семьи. Все хотят чтобы "рядом был, и деньги брались". И тут уже каждый сам для себя решает, может ли он бросить всё насиженное и уехать на заработки, или всё же настолько прочно прирос к дому своими яйцами, что оторваться будет дискомфортно.
Когда я читаю про ваши гражданские позиции, складывается такое впечатление, что вся страна дала присягу. Даже если вы целиком согласны с бунтовщиками, вы обязаны их подавить, потому что "партия сказала - надо, вы ответили - есть."
Теперь что касается западной культуры питания, общения и прочих вещей, абсолютно не имеющих никакого отношения с обсуждаемой нами теме.
Привожу вам запись из своего живого журнала, когда я его ещё вёл, за 24/3/2008. Если интересно, и осилите много буков, - читайте... Лучше я сейчас наверное уже не скажу.
скрытый текст
Минск... Мой Минск...
Многие европейские города целиком состоят из симпатичных уютных уголков со своей атмосферой. Например, - внутренний дворик старого ресторана со столами и скамейками, навесными крышами... Ты выходишь во дворик покурить после стейка с чесночным соусом, салатом с пропитанными оливковым маслом сухариками, белым вином и кофе, и слышишь, как по листве вокруг шумит дождик, а через стенку - отбивают мясо для новых клиентов... И таких двориков там сотни, и сотни хозяев у этих двориков, и они составляют обжитый муравейник, который ты будешь снова вспоминать и вспоминать до самой смерти...
Но если не удастся снова там оказаться? В тысячах европейских городов можно ощутить то же самое... Поймать себя на мысли: "Это же точь-в-точь то самое чувство, как в...!"
Минск. Местами прекрасен... Местами уродлив... Если уютные места в ином городе, - словно грибы после дождя, то в Минске их нужно искать, словно в лесу, где грибники уже побывали... Но самое замечательное в Минске, - что неповторимая атмосфера находится в местах неожиданных! При поиске нет смысла задаваться целью: "мне нужен уютный ресторан", или "мне нужен неповторимый уголок в парке". Всё равно не найдёшь ничего, а потом - готовься к неожиданной встрече, которую никак нельзя планировать заранее... Ты случайно наткнёшься на полуразбитый кусочек аллеи позади бетонных стен фабрики брежневской застройки, с заплёванными лавочками, и будешь приходить туда снова, и снова, и снова... И ни один парк, возделываемый сотни лет заботливыми ботаниками, не родит в душе более тёплого чувства...
***
- Привет, ну, - где ты? Уже половина, остановку вижу, тебя - нет...
- Я уже иду, буквально за углом.
***
Идти по широким улицам... Свернуть во двор... Отойти с разбитой проезжей части на тротуар, чтобы не попасть под машину, и обнаружить в этот момент прямо перед носом огромную выбоину, такую, что приходится вести девушку на каблуках снова на проезжую часть...
***
- Я устала, хочу посидеть.
- Давай зайдём куда-нибудь?
***
В Патио-пиццу не пошли, - зашли во "Friday's" (Писать название в русской транскрипции? Увольте!)... Это вы называете "американский ресторан"? Вот это??? С красными сатанинскими звёздами на окнах? С майками от футбольной команды какой-то средней школы на официантках?
***
- Почему гамбургер стоит в десять раз больше, чем через дорогу в макдональдсе?
- Не знаю, но уверен - американцы немало удивились бы гамбургеру за пятнадцать долларов...
Заглянув в чек:
- На мне надето на меньшую сумму, чем та, на которую я покушала...
***
Три часа в художественной галерее... Вот она - неожиданная встреча... Какое нам дело до роскошных японских кимоно и тканей из Индии?
Эти мрачные картины белорусских художников, - неповторимых людей, живших в неповторимой стране в неповторимое время... Вот оно... Оно хранит...
В белом зале со стеклянной крышей при ярком солнце на секунду охватывает впечатление, что ты умер.
Картины, картины, картины... Запах льняного масла...
Я пережил минуту вместе со старым часовщиком, читающим газету на иврите... И с этим художником, что сгорбился с мольбертом на своём балкончике в погожий день... И увидел комнату другого художника, в окно с открытой форточкой которого падают солнечные лучи... Его комната так же дёшева, как моя сейчас...
Название и сюжет картины "Выйшаў увечары паліць" прекрасно дополняют друг друга... Автор определённо что-то курил...
На первом этаже - выставка Рыгора Сітніцы. Карандашные рисунки Мирского замка и фрагментов архитектуры из Греции просто бесподобны... Яркий пример того, как, имея фотоаппарат и коробку с карандашами, вернуть себе все расходы на поездку в отпуск к греческому берегу...
Два билета в галерею, два проспекта с репродукциями по пять евро - себе и девушке, у которой, похоже, нет такого сильного интереса к живописи.
Девушка... Девушка... Минская... Параллельно получает два высших образования в нархозе, работает, знает английский, азы немецкого и даже латыни, и закрашивает пудрой огромные тёмные круги под глазами от недосыпания...
***
- На каком языке та пара разговаривает?
- Кажется... Погоди... Он - на французском, а у неё такой сильный славянский акцент, что её французский издалека на слух воспринимается больше как польский.
Я бы не стал учить французский...
- Да уж. С меня немецкого хватило. Одна грамматика чего стоит...
- Говорят, в шведском грамматику за день можно выучить. А в китайском даже глаголы по лицам не меняются: "Я идти. Ты идти."
- Ну так, по каким там лицам что-то менять - у них всё равно у всех лица одинаковые!
***
- У нас одна девушка поехала в Крым, там познакомилась с парнем - оказался военный из Полоцка. Приехала, перевелась на заочное, теперь часто ездит к нему, помогает, убирает у него, готовит, хотя раньше дома никогда не умела ничего делать.
***
Рядом с нами ходит по залам пара. Она - "кролик из советского мультика про Винни-Пуха", в штанах "карго", трикотажной рубашке и значками с буквой "Ы" на холщовой сумке. Он - в берцах, забыл снять чёрную куртку в раздевалке... Когда она, описывая очередной портрет, называет фамилию "Радивил", он переспрашивает "Ради чего?", - думая, что талантливо пошутил.
Но он обнимает того, кого любит.
Этой атмосферы не будет больше нигде. Добрые старушки, часами скучающие в залах с экспонатами, и темнота в туалете, потому что директива белорусского президента об энергосбережении выполняется чётко. Странно видеть это в картинной галерее белорусской столицы, - ведь, как известно, именно с чистого туалета начинается культура. Так хочется попросить мою страну не заставлять меня чувствовать себя перед ней неловко, писая мимо унитаза... Не жалеть энергии на горящую в туалете лампу и не унижать меня и старушку-уборщицу.
Из маленького рая для тех, кому неуютно снаружи, приходится снова выйти... Выйти снова в мирок, где в лифтах пахнет перегаром, где пьяные недоросли заставляют баяниста в переходе играть нечто вульгарное и отвратительно горланят, где семидесятилетние старушки уступают в транспорте место мужчинам в возрасте от тридцати до сорока только потому, что те, с разбитыми физиономиями, не могут к вечеру уже сами стоять на ногах...
Я ценю каждый час, проведённый в этой стране с вымирающим в ней видом интеллигентных и порядочных людей, стремящихся сделать уголок мира вокруг себя красивее и неповторимее. Но реальность, от которой не уйти, такова: практически всё время приходится созерцать тех, кто первых за что-то ненавидит.