А вот личный вклад патриарха всея Руси Алексия II (Ридигера) в победу над фашизмом:
В интервью (
«Известия» 10 декабря 2002г.) Алексий II пересказывает уже не единожды рассказанную им свою биографию, перемежая свой рассказ трогательными деталями: «В 1943 году в Таллине мне довелось помогать отцу-священнику, который окормлял русских военнопленных. Но это были фашистские концентрационные лагеря». И далее поясняет: «Псаломщиком отец, как правило, брал с собой будущего митрополита Таллинского и всей Эстонии Корнилия, а мальчиком-прислужником — меня». Затем, усиливая накал, продолжает: «В бараке нам выделяли комнату или просто отгораживали закуток. Там ставили переносной престол, на котором и совершались богослужения. Многие пленные просили их окрестить, никому из них не отказывали. Особенно жалко было детей — перепуганных, голодных.»
Кого не заденет этот рассказ об ужасах войны и духовном подвиге юноши Алёши и его папы-священника? Cердце кровью обливается, даже как-то и не хочется задумываться о некоторой нескромности рассказчика, повествующего о своём и своего папы духовном подвиге. Но также возникает и ощущение нелогичности, какой-то недостоверности. Много, очень много несуразностей; как так немцы, с одной стороны, загребают в облаву о. Василия Верёвкина и о. Валерия Поведского и отправляют в концентрационный лагерь, а с другой стороны, другому священнику Ридигеру-старшему позволяют ходить в этот лагерь, совершать богослужения, носить продукты?
Оперативный приказ главного управления государственной безопасности Германии №10 от 16.08.1941, подписанный Гейдрихом и составленный на основе личных директив Гитлера гласит: «Религиозную опеку военнопленных не следует особо поощрять или поддерживать. Там, где среди военнопленных имеются духовные лица, они могут, если это соответствует желаниям самих советских, заниматься религиозной деятельностью. Привлечение священников с территории генерал-губернаторства или самого Рейха к религиозному окормлению советско-русских военнопленных исключено». Исключено, понимаете! Ознакомившись с этим документом, трудно теперь будет поверить, что некий батюшка мог просто приехать в лагерь и начать «окормлять страждущих».
Вдруг в интервью «Известиям» Алексий вспоминает о своем близком знакомстве с неким Александром Киселевым, называя его «последним человеком, говорившем мне «ты». «Отец закончил богословско-пасторские курсы, был рукоположен во диакона. Служил в храме Святителя Николая, где настоятелем тогда был священник Александр Киселев. С отцом Александром я был знаком с юных лет, когда мальчиком помогал ему на богослужениях. Потом судьба его сложилась непросто. В конце войны он уехал из Эстонии. Ни я, ни мои родители ничего о нем не слышали. И вот однажды, когда, будучи уже архиереем, я оказался в служебной поездке в Америке, мне в гостиницу вдруг позвонил отец Александр и пригласил к себе в церковь. Встреча была очень трогательной. Обнялись, расцеловались… На какое-то время онемели. А потом погрузились в щемящие для каждого общие воспоминания: я - о детстве, он - о родине». После прочтения этих строчек у читателя по идее должны навернуться слёзы, настораживают только слова: «В конце войны он уехал из Эстонии». Как так уехал и даже наши войска не подождал? Вот здесь мы и подходим к самому главному.
Ни одна из биографий отца Александра (
http://ricolor.org/history/roa/ak/roa/ ) как-то не акцентирует внимания на том, что Киселев был духовником А.А. Власова, перешедшего к гитлеровцам генерала Красной Армии и главы Русской освободительной армии - РОА. О Власове же научное издание («Бол. Рос. энц.». Санкт-Петербург. «Норинт». 1997, с. 211) даёт такую справку:
ВЛАСОВ Ан. Ан. (1901-1946) - Ген.-лейт. (1942). С 1920 г. в Кр. Армии. В ВОВ командовал корпусом и армией, зам. Ком. Волховским фронтом, командующий 2-й Ударной армией. (Волх. Фронт), оказавшейся весной 42-го года в окружении. Попал в плен, возглавил «Комитет освобождения народов России» (КОНР) и «Русскую освободительную армию» (РОА), составленную из военнопленных (офицеры и солдаты РОА наз. «власовцами»). В мае 45-го г. захвачен советскими частями. По приговору военной коллегии Верховного суда СССР повешен.
Вот духовное управление этого самого КОНР и возглавлял милый Алексию II человек о. А. Киселёв. Теперь, возможно, понятно, почему господин Киселёв, по словам Ридигера, «в конце войны уехал из Эстонии». Если бы не «уехал», болтался бы, наверное, рядышком с Власовым. Знал об этом Ридигер? Конечно, знал, потому и всячески скрывал настоящую подоплёку, обходил стороной фамилию Киселёва в своих «воспоминаниях», хотя и служили, как потом сам и сообщил, он и его отец под началом Киселёва.
Легко понять, что сотни тысяч бойцов тяжело завербовать. Как же тогда набиралась армия Власова? Известный факт – из военнопленных. Но кто приезжал агитировать в концентрационные лагеря? Мало бы нашлось таких, кто откликнулся на призыв какого-нибудь фрица повоевать против своих соотечественников – эти все либо остались дома полицаями, либо были неплохо устроены в администрации лагерей. А ведь людей надо было убедить совершить такой шаг, и как мы знаем, не так много таких нашлось. Но вот, если бы агитировал русский священник? Литературы на эту тему существует мало, однако одно можно утверждать однозначно – если поп приезжал в лагерь, это почти всегда был вербовщик РОА или аналогичной структуры.
Алексий говорит в том же интервью «Известиям»: «Особенно жаль было детей. Иногда местным жителям удавалось уговорить коменданта и взять кого-то из обреченных ребятишек в свои семьи. Вот и нам таким образом удалось спасти пятнадцатилетнего Васю Ермакова и его сестренку, а также семьи священников Василия Веревкина и Валерия Поведского». Просто фантастика! Местные жители попросили и немцы взяли и выпустили из концлагеря.
Сам протирей Василий Ермаков в автобиографии пишет: «В лагере я пробыл до октября 1943 года.» (
http://ermakov.orthost.ru./occupation.html ) Между тем Эстония была освобождена в 1944. После освобождения он отнюдь не сидел в семье Ридигеров, а много путешествовал по оккупированным территорям "Далее прибыл в Брянск, далее Унече, Почек..." За какие заслуги его выпустили из концлагеря (событие экстраординарное!) и чего это он разъезжал по городам и весям он не поясняет, но в последствии он немало заботился об увековечении памяти РОА, причем «его оценки военного времени далеки от нарисованных пропагандистами советского периода российской истории.» (
http://ricolor.org/history/roa/ ) Очевидно Ридигер "спас" Васю Ермакова, завербовав служить немцам...
Это сообщение отредактировал Bell55 - 11-02-2008 - 20:11