"В 70-х годах прошлого века движение хиппи на Западе пошло на спад, однако в Советском Союзе оно стало только разворачиваться, правда, в меньших масштабах, чем в Европе и Америке.
Начало большого движения
В 70-х годах прошлого века движение хиппи на Западе пошло на спад, однако в Советском Союзе оно стало только разворачиваться, правда, в меньших масштабах, чем в Европе и Америке.
В СССР «днём рождения» хиппи считается 1-е июня 1972 года — именно тогда, во Всемирный день защиты детей, в Москве на Пушкинской площади («Пушке») состоялся первый слёт московских хиппи. Хотя, если быть честным, первые советские хиппи появились всё же в Прибалтике (в основном в Эстонии: Таллинн, Тарту, Вильянд, Пярну) по примеру соседних стран, особенно Польши, где нравы были посвободнее. В Украине хиппи пошли со Львова, причём из среды «трудных подростков» — так об этом вспоминает Олег (Алик) Олисиевич. Движение это было скорее выкрутасами богемно-артистической учащейся молодёжи (но в основном уже отучившихся людей), чем массово студенческим. Во-первых, западных «стимуляторов» «и расширителей сознания» в СССР в таких количествах просто не было, как и свободы пропаганды музыки и прочих достижений западной масскультуры. Во-вторых, художникам и прочим «митцям» легче было объяснять свой странный несоветский вид парням из комсомола или органов, что они — «хипаны», тем более был документ (диплом), который устранял такие проблемы.
Методы борьбы с хиппи
Тем, у кого не было художественного или музыкального диплома, например, простым продвинутым студентам, было хуже: их могли ожидать неприятности—от админареста (15–30 суток) и исключения из вуза до принудительного лечения в психбольнице. Кроме этого, в СССР действовала статья уголовного кодекса — «тунеядство», которая наказывала людей, не имеющих официального места работы и живущих на «нетрудовые доходы» (например, купля-продажа чего-либо, изготовление каких либо вещей в индивидуальном порядке и т.п.). Для трудоустройства выбиралась работа, дающая небольшой легальный доход и массу свободного времени для творческого самовыражения. Так, лидер легендарной группы «Кино» Виктор Цой (хотя он был ближе к битникам, чем к хиппи) в 1980-е годы работал истопником в котельной одного из домов города Ленинграда (сейчас это культовое место).
Субкультура — протест официозу
Хиппи СССР назвали себя системой — в противовес государству, но проест свой выражали во внешнем виде (дресс-код, хаер) и путешествиях автостопом (в тёплые края), системой коммун (творческих) и «флетов» (места встреч) и злостным игнорированием официальной и правильной советской культуры — слушали западную музыку каким только можно способом.
Немногочисленные пластинки «Led Zeppelin», «Deep Purple», «Animals», «Procol Harum» шли нарасхват, ибо в стране уже появились магнитофоны (сначала — бобинные, в 1970-х—кассетные), и народ переписывал всё, что можно и нельзя, при этом меняясь записями. Кроме этого, творили и сами. Так, в Киеве середины 1960–1970 гг. некоторые товарищи (Сашко Прима, Василь Гармыдир, Макс Добровольский) в группе и в одиночку переделывали тексты песен популярных западных рок-групп (в т.ч. «Битлов») на украинский, русский языки или суржик и, по возможности, исполняли их на дискотеках с ВИА (вокально-инструментальными ансамблями; слово «рок-группа» в СССР было под запретом). Шедевром были переводы рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» (1970, муз. Э. Ллойд-Уэббер, сл. Т. Райса). А были ещё скандальные аполитические стихи, которые передавались из уст в уста и переписывались (перепечатывались) друг у друга…
В ответ на такое вызывающее свободомыслие власти страны Советов создали оперативно-комсомольские отряды («окошники-штурмовики»), которые должны были помогать доблестной советской милиции бороться с проявлениями неправильного образа жизни (стричь хаер, резать клёш на джинсах, задерживать на 15–30 суток и т.п.). Такие отряды были созданы в каждом городе или районе, а так же в вузах, на территории студгородков. Даже рок-группу «Цветы» (лидер — Стас Намин) Министерство культуры СССР запретило приказом, мотивировав как «пропаганду западной идеологии и идей хиппи». В ответ система хиппи совершенствовалась и увеличивалась. Концерты самодеятельных групп, играющих на дискотеках неправильные песни, стали проводиться дома — организовывались так называемые квартирные концерты под гитару, куда «набивались» десятки человек. Появились кочующие коммуны, освоившие «экологический туризм». Кроме Прибалтики, летом хиповские коммуны забирались в Крым, на Кавказ и даже на среднеазиатские Тянь-Шань и Памир (советский Тибет). Дети у хиппи воспитывались по системе американского доктора Бенджамина Спока — стихийно или сознательно, что делало их похожими на родителей.
Переломные восьмидесятые
В марте 1980 года в Тбилиси (Грузия) прошёл первый Всесоюзный рок-фестиваль, санкционированный властью (его в шутку называли «Советский Вудсток»). В течение недели там выступили самые известные в СССР на тот момент группы, в том числе «Аквариум» (Борис Гребенщиков)и «Машина Времени» (Андрей Макаревич), и украинская группа «Диалог» (Донецк).В 1982 году движение хиппи получило новый толчок, и туда пришла масса молодёжи, привлечённая внешним видом и стилем движения. Неофитов окрестили «пионерами», а ветераны стали «олдовыми», что породило разговоры, что молодёжь внешне копирует атрибуты, не понимает философии движения и т.п. Внешним импульсом для культурного взрыва был рок-фестиваль в соседней Польше — в Ярочине, где принимало участие 10 тыс. человек, в том числе и из стран Восточной и Западной Европы.
Напомню, что в декабре 1981 года в Польше было объявлено и действовало военное положение из-за массовых протестов «Солидарности». Но фестиваль состоялся, несмотря на оппозиционное настроение молодёжи. Музыка «хлынула» через Львов по всему СССР(в приграничных районах области можно было ловить польское ТВ и радио). Отмечу, что в 1982 году получили толчок и другие молодёжные субкультуры.
Государство тоже пыталось бороться с хиппи, особенно в 1983–1984 гг., но результаты были не очень успешными. К этому времени относится масса забавных вещей. Так, в ответ на попытки создать «дикие» (нудистские) пляжи в Крыму (в Коктебеле) комсомолом и милицией с суши, пограничниками с моря была организована облава на «нарушителей общественного порядка». С пограничного катера в мегафон кричали: «Товарищи, оденьтесь! Вы же на территории Советского Союза!»
Стало быть в начале 80-х у них второе дыхание открылось...
Вот это я помню...