В Псков после реставрации вернули плащаницу XVI века.
В Псковский музей-заповедник из Москвы после реставрации вернулась плащаница XVI века. Памятник древнерусского шитья находился в Центре Грабаря и чудом уцелел в случившемся там пожаре.
скрытый текст
Восемь лет назад, во время пожара в Центре Грабаря, почти полностью сгорел стол реставраторов, на котором лежала плащаница из Троицкого собора Псковского кремля. Редчайший в древнерусском шитье сюжет – «Положение Христа во гроб». Памятник считался погибшим вместе с десятками других раритетов. Обнаружил случайно на пепелище под слоем песка, цемента и грязи.
«Луч солнца прорвался в это во все, и вдруг из этого месива сверкнуло золото. Когда мы подошли, мы поняли, что она находится там. После отмывки стало очевидно совершенно, что ни один лик, ни один нимб, никакие элементы шитья, кроме полностью сгоревших краев, при пожаре не пострадали при том, что фон во многих местах выгорел до основания», ‒ говорит заведующая отделом реставрации тканей ВХНРЦ им. Грабаря Елена Семечкина.
Аварийная промывка, устранение деформаций, хирургическая выемка расплавившейся пластмассы и выгоревших кусков, восстановление ткани и... открытия. Нимбы были вышиты на шелке отдельно от основной композиции. Затем шелк был сдвоен с холстом, шитье продолжено – прием, который не использовали в древности.
«При создании этой плащаницы совершенно явно рисунок наносил знаменщик, который был великим иконописцем и, скорее всего, вытянутость этих фигур, монументальность их говорит о том, что этот художник, возможно, расписывал фрески», ‒ пояснила Елена Семечкина.
В Москве начала работу выставка-ярмарка "Ладья. Зимняя сказка"
В канун новогодних праздников в Москве открылась выставка-ярмарка народных художественных промыслов России. «Ладья. Зимняя сказка – 2018» ‒ это изделия мастеров из разных регионов страны. Их рассматривала Анастасия Егорова.
скрытый текст
68 регионов России. Почти две тысячи организаций народных промыслов разместились в залах «Экспоцентра». В этом году ориентироваться по выставке проще. «Ладью» разделили на пять залов.
«Ладья она плывет на остров там, где хохлома, на остров там, где Городец, на детский остров, на культурный остров. Мы так с "ладьей" и плывем», ‒ говорит организатор выставки-ярмарки Геннадий Дрожжин.
На такой палантин у одной вышивальщицы уходит два года. На фабрике над ним работают в четыре руки. Стоимость изделия соответствующая ‒ несколько тысяч евро.
«История промысла началась в конце XVII века, когда Петр I приказал знатным людям, боярам носить знатные одежды, украшенные кружевом. Но чтобы казна государственная не оскудела, дорогие кружева, венецианские, решили делать у нас в России, выписали венецианских мастериц, в монастырях монашек обучили игольному кружеву», ‒ рассказала участница выставки-ярмарки Елена Биличенко.
Сегодня это единственное игольное кружево в России. Название техники ‒ «кадомский вениз» ‒ от города-прародителя, Венеции, и города Кадом в Рязанской области, в котором сейчас находится единственная в России фабрика. Ей уже ‒ 90 лет. Итальянскую традицию русские мастерицы переосмыслили, стали вышивать на хлопке шелковыми нитями.
Из Башкирии ‒ ковры, посуда. Из села Холуй Ивановской области ‒ лаковая миниатюра и иконопись. Янтарь ‒ из Калининграда, из Дагестанского села Кубачи ‒ серебро. Искусство знаменитое на весь мир. Белгородская область ‒ впервые на выставке. Представляют старооскольскую глиняную игрушку, известную с XV века. Сегодня только два мастера в совершенстве владеют этим умением, что не помешало запатентовать промысел.
«Чтобы она не потеряла своей самобытности, чтобы она не потеряла свои определенные черты, потому что такой патент позволяет сохранить качество, стилистику. Отличительные черты ‒ игрушка наша небольшая, она скромная в росписи, лаконичная», ‒ пояснила участница выставки-ярмарки Инна Белых.
Выставка в Екатеринбурге рассказывает о буддийском искусстве XIV-XX веков
«Свой Восток. Буддийское искусство XIV-XX веков из музейных и частных собраний». Выставка с таким названием открылась в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. В экспозиции представлены бронзовая скульптура, традиционная живопись тханка, она чаще всего изображает религиозные мотивы. Статуэтки Будды, мифологических персонажей, ритуальные предметы из Тибета и Непала, Китая и Монголии, Бутана и Кореи. Выставка объединяет произведения из частных коллекций, ряда уральских музеев и Государственного Эрмитажа ‒ крупнейшей коллекции буддийского искусства в России.
В Третьяковской галерее идет подготовка к выставке Ильи Репина.
В Третьяковской галерее готовятся к выставке Ильи Репина – она откроется в марте. Специалисты тщательно изучают картины с помощью рентгена. Об этих, похожих на медицинские, исследованиях - Антон Николаев.
скрытый текст
Картину Ильи Репина 1896 года "Портрет художника Дмитрия Кардовского" готовят к рентгенографии. В Третьяковской галерее это уже давно стало обычной практикой. Здесь перед каждой большой выставкой произведения искусства проходят комплексное исследование.
"Можем увидеть индивидульную манеру письма, нижележащее изображение, когда перерабатывалось, если что-то художнику не понравилось", - объясняет сотрудник отдела комплексных исследований Государственной Третьяковской галереи Ирина Касаткина.
В Третьяковке таким образом исследовали около 40 картин. И уже есть неожиданные открытия. Портрет дочери художника Верочки Репиной. И вот, как он же выглядит на рентгеновском снимке. Поворот головы изначально был другим. Еще большие изменения претерпела картина "Протодиакон". На рентгеновском снимке - три руки. То есть сначала Репин изобразил протодиакона со сложенными впереди руками, а потом передумал и дописал посох, а на голове - скуфью. А вот эскиз знаменитой картины "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".
"Эта фигура на переднем плане, которая повернута к зрителю спиной. Мы смотрим рентгенограмму, и мы ничего не видим", - показывает научный сотрудник отдела комплексных исследований Государственной Третьяковской галереи Юлия Дьяконова.
Тем временем картина Репина отправляется на следующее исследование - определение состава неорганических пигментов. В музее это сравнивают с современной медицинской диагностикой. Одного только наметанного глаза искусствоведа сегодня уже недостаточно.
"Сто лет назад, если кто-то приходил к врачу, врач смотрел на вас, на глазные яблоки, цвет лица, форму ногтей и говорил: а, батенька, наверное, у Вас печенка шалит. Это и был диагноз. Теперь так ни один врач не сделает. Он возьмет анализ крови, пошлет на рентген. Чем лучше врач, чем лучше оборудование в данной клинике, тем он применит большое количество исследований", - рассказывает сотрудник отдела комплексных исследований Государственной Третьяковской галереи Елена Любавская.
Сохранность полотна, структура красочных слоев, анализ индивидуальной живописной техники. После исследований не должно остаться никаких белых пятен в творчестве художника.
"Очень интересно выяснить, как работал художник, как его идея была воплощена, какими усилиями, средствами", - отмечает заведующий отделом комплексных исследований Государственной Третьяковской галереи Юлиан Халтурин.
В Государственном музее Пушкина открылась выставка Павла Никонова.
В экспозиции представлено более шестидесяти графических и живописных работ, написанных в последние годы и практически неизвестных зрителю.
скрытый текст
Представитель «сурового стиля» Павел Никонов показал публике работы последних лет. В этом зале – впечатления ушедшего лета. Посвящение быту и пейзажам Тверской земли. Близ Калязина, в деревне Алексино, художник живет и работает с 80-х годов.
«Город и места потрясающие – там Волга, леса, просто райское место. Но есть ощущение, что малые города российские, там проблем много. У местных нет работы. И самое обидное, что все поля вокруг, деревни вокруг города зарастают. Какое-то ощущение заброшенности», - делится Павел Никонов.
Вроде бы еще недавно, вспоминает Павел Никонов, здесь был жив деревенский уклад – православные праздники отмечали и молитвами, и танцами под гармошку. Была жива соседка баба Саша, умерла в 110 лет. Все больше брошенных домов вокруг знаменитой калязинской колокольни.
«Тверская земля – это родина Венецианова, Сороки, пасторальные пейзажи. Может быть такой она и была когда-то. Но сейчас я вспоминаю не их, а Гойю – Марс пожирающий своих детей», - рассказывает художник.
Монументальный «Красный Петербург» написан три года назад. И это не про революцию. Еще в 80-х Павел Никонов выполнял панно для Управления санаториев Ленинграда, тщательно изучал Стрелку Васильевского острова. Теперь повторил, с другими ощущениями от Северной Столицы, в которой по-прежнему роскошная архитектура, но питерский дух исчез вместе с горожанами.
«В течение 60-х - 70-х годов все лучшее, что было в изобразительном мире и литературном, все лучшее оттуда уезжало – прибывало в Москву. И Питер таким и остался – осиротевшим, отнюдь не столичным городом», - отмечает Никонов.
88-летний художник работает каждый день – делает эскизы. Вот праздник, там драка, а здесь плотники идут.
Это сообщение отредактировал 42-Й - 22-12-2018 - 13:40
42-Й
ФСБ передала в музей Тавриды изъятые у "черных копателей" ценности на $2 млн
Две сотни археологических ценностей, изъятых у "черных копателей", получил в пятницу Центральный музей Тавриды (Симферополь) от крымского управления Федеральной службы безопасности.
Большинство переданных предметов относятся к периоду поздней античности: со II века до нашей эры до IV века нашей эры. Находки отражают историю региона в эпоху Римской империи и Великого переселения народов. Среди них - золотые и серебряные украшения, посуда из керамики и стекла, а также монеты.
Инициатором передачи в музей вещественных доказательств по уголовным делам "черных копателей" стало министерство культуры Крыма. Чиновники обратились в суд, он признал изъятые ценности собственностью России.
Как сообщалось, четыре крымских музея, в числе которых Центральный музей Тавриды, направили в феврале 2014 года в Бонн, а потом в Амстердам выставку "Крым - золотой остров в Черном море" - коллекцию из двух тысяч предметов, из них более 500 экспонатов - артефакты из "скифского золота". В составе экспозиции также были предметы из музея в Киеве.
Поскольку Нидерланды не признают присоединение Крымского полуострова к России, возник вопрос, кому возвращать коллекцию после закрытия выставки в августе 2014 года. В иске крымских музеев к голландскому музею Алларда Пирсона содержалось требование вернуть ее в Крым.
Окружной суд Амстердама в декабре 2016 года постановил, что "скифское золото" из крымских музеев принадлежит Украине и должно быть возвращено в Киев. Музеи Крыма в январе 2017 года подали апелляционную жалобу.
Германия вновь призывает Россию вернуть культурные ценности.
Спецпредставитель президента РФ Михаил Швыдкой заявил, что Москва не намерена обсуждать этот вопрос до нормализации политического диалога с Берлином.
Германия вновь призывает Россию вернуть культурные ценности, вывезенные с немецкой территории после Второй мировой войны. Об этом «Известиям» заявили в немецком посольстве в Москве, сославшись на бюро уполномоченного по вопросам культуры в правительстве ФРГ Монику Грюттерс. При этом в дипмиссии отметили, что Берлин, в свою очередь, готов продолжать переговоры по возвращению российского наследия, находящегося на территории Германии.
Госдума приняла закон об ограничении доступа к водоемам в границах музеев-заповедников.
Музеи-заповедники смогут сами устанавливать особенности использования и доступа к расположенным на их территории и примыкающим к ней водным объектам и береговой полосе.
Госдума на заседании в среду приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об ограничении доступа к водоемам, которые расположены на территориях музеев-заповедников. Инициатива была внесена группой сенаторов во главе со спикером верхней палаты парламента Валентиной Матвиенко в апреле 2017 года.
Согласно Водному кодексу РФ, сейчас каждый гражданин имеет доступ к водным объектам общего пользования и может бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено федеральными законами. При этом, отмечают авторы законопроекта, неограниченный доступ к водным объектам, расположенным на территории заповедников, создает угрозу их сохранности и мешает проведению экскурсий. Для устранения таких ситуаций вносятся поправки в Водный кодекс и федеральный закон "О музейном фонде РФ и музеях в РФ".
Фотовыставка Дэвид Боуи. Человек, который упал на Землю станет мультиформатным мероприятием. Экспозицию сопроводят циклом лекций и кинопоказов.
В день открытия (11 января) с гостями пообщается друг музыканта, автор дизайна обложек альбомов Боуи, художник Джордж Андервуд, очевидец тура Ziggy Stardust Tour. 8 февраля пройдет день разговоров о боуимании, главный спикер — основатель международного фанклуба Марина Колотова. Темы дня — фанаты Боуи раньше и сейчас, встреча Дэвида в 1996 году в России, показ раритетных фото, рассказы о поездках на концерты. 22 февраля состоится концерт каверов от группы Одна Сатана (инди-поп, ретро-вейв). 6 марта Александр Кушнир прочтет лекцию о влиянии женщин на жизнь и творчество Боуи. 15 марта Денис Бояринов, главный редактор Colta.ru, поговорит с посетителями о любимых альбомах.
Фотовыставка Дэвид Боуи. Человек, который упал на Землю, пройдет в Москве с 11 января по 31 марта. Ее разместят в Центре фотографии им. Братьев Люмьер. В основе экспозиции — фотосессия работы Стива Шапиро, которая состоялась в Лос-Анджелесе в 1974 году, ее результатом стали портреты Боуи, которые позже появились на обложке Rolling Stone и People, использовались для оформления Station to Station и Low, Nothing Has Changed.(С)
42-Й
Выставку "Шекспириада" представили в Краснодаре
Женственность и красота шекспировских героинь. Коллекцию гравюр XIX века под общим названием «Шекспириада» представили в Краснодарском краевом выставочном зале изобразительных искусств.
В экспозиции - гравюры из частных собраний Европы, Америки и России. Идея создания выставочного проекта принадлежит самим владельцам этих работ. Представленные изображения издавались ограниченными тиражами, их редко можно увидеть вместе. Среди экспонатов – произведения известных британских, американских и немецких художников - Джона Райта, Адольфа фон Менцеля, Джона Хейтера и Уильяма Мота.
Музей-спектакль "Дом игральных карт" открылся в Петергофе.
В музее-заповеднике «Петергоф» открылся «Дом игральных карт». «Музей-спектакль» ‒ так называют этот проект его создатели. Здесь можно узнать, каким образом карты развлекали, учили и даже устрашали врага.
«То, что вы увидите, я, объехав полмира, не видела нигде. Перед вами заговорят императоры, карточные персонажи», ‒ пояснила генеральный директор музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая.
В интерьерах, оформленных в стиле различных эпох, через оживающие экспонаты, виртуальные инсталляции, видеовставки и даже витринные шкафы с системой интерактивного освещения, подробно рассказана история всех видов игральных карт.
«Здесь мы можем увидеть почти полторы тысячи карт, больше тысячи всевозможных предметов, связанных с карточной игрой, можем увидеть почти десять тысяч виртуальных карт, которые представлены в мультимедийных шоу», ‒ рассказала заведующая фондовым отделом музея-заповедника «Петергоф», хранитель фонда «Коллекция карт» Ольга Захарова.
Через эти экспонаты открывается история костюмов, профессий, быта разных народов и культур, а также история мировой промышленности. Все передовые технологии в печати отрабатывали на производстве карт. Вот ‒ игра для детей «Русская азбука», времен Александра II, рядом ‒ географическая колода с информацией о губерниях. Ее производство спонсировал лично Николай I. А эти карты ‒ средство антифашистской пропаганды, психологического воздействия на врага. Их печатали в блокадном Ленинграде.
«Надо было расписать карты, распечатать и разбрасывать их на территории вокруг Ленинграда, занятые немецкими войсками. Можете представить, что испытывали немцы, когда распечатывали эту колоду», ‒ пояснила методист экскурсионного отдела музея-заповедника «Петергоф» Людмила Ежак.
"Исторический Инстаграм" и другие культурные события.
Исторический инстаграм, концерт-посвящение, а также современные технологии на службе у дизайнеров. Все это уже сегодня.
Исторический парк «Россия — Моя история» открывается после полугодовой реконструкции. 57-й павильон ВДНХ полностью поменял внешний вид и экспозиционные залы. Для гостей теперь будут доступны новые пространства и выставки, интерактивное приключение «Ладья», игровой зал «Бояре и крестьяне», «Исторический Инстаграм» и многое другое.
Центр моды и дизайна Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства представит выставку «Открытые пространства». В экспозиции - 30 лучших работ выпускников израильской Академии искусств «Бецалель», которые расскажут о взаимных отношениях технологий и общества, и о том, как разработки промышленного дизайна влияют на нашу современную жизнь.
В Кирове (Вятка) открылся межмузейный проект "Виктор Васнецов и эпоха".
Вятский художественный музей имени Васнецовых снова принимает посетителей после капитального ремонта. Долгожданное открытие отметили новой выставкой. Репортаж Юлии Шалаевой.
скрытый текст
Эскиз монументальной росписи Владимирского собора в Киеве занял центральное место на выставке «Виктор Васнецов и эпоха». Виктор Михайлович расписывал cобор в течение одиннадцати лет, выполнив самые главные работы в храме. Это произведение находится в фонде Нижегородского художественного музея. На днях его привезли в Вятский художественный музей, как и знаменитую васнецовскую «Аленушку» из музея-заповедника «Абрамцево». Впрочем, это не совсем та самая картина, а ее заключительный эскиз.
«На основе этого образа Виктор Михайлович писал “Аленушку”, которая хранится в Третьяковской галерее. Образ деревенской девочки, который для художника стал одной из первых знаменитых картин, которой он вошел в русское искусство», ‒ рассказала заведующая отделом научной и выставочной деятельности Вятского художественного музея имени Васнецовых Ольга Крупина.
А вот это уже наше сокровище ‒ «Боярышня» Виктора Васнецова ‒ уже больше сотни лет украшает основную экспозицию Вятского художественного музея. Именно эта работа была частью самой первой выставки, которая открылась в Вятке 18 декабря 1910 года. Собственно, это и был день открытия музея. Музей тогда располагался в здании бывшего книжного склада и насчитывал всего 38 произведений, в том числе и это.
Межмузейный проект «Виктор Васнецов и эпоха» дает представление не только о творчестве русского художника, но и круге его друзей. В состав экспозиции вошли произведения художников петербургского, московского, вятского окружения мастера. Кроме того, здесь можно увидеть исторические документы, печатные публикации и фотографии, связанные с биографией Васнецова и его семьи.
«Это праздник. Я приду сюда один, спокойно пройду экспозицию, осмотрю все внимательно. Первое впечатление ‒ чудо, замечательно», ‒ поделился заслуженный художник РФ Александр Мочалов.
Выставка «Виктор Васнецов и эпоха» для Вятского художественного музея ‒ юбилейная. В этом году мы отмечаем 170-летие со дня рождения Васнецова.
«Мы долго этого ждали, и сегодня в наших светлых, отремонтированных залах удивительно смотрятся произведения Виктора Михайловича Васнецова», ‒ отметила директор Вятского художественного музея имени Васнецовых Анна Шакина.
В России пройдет передвижная выставка Айвазовского Министерство культуры РФ планирует провести в 2019 году по всей России передвижную выставку Ивана Айвазовского, на которой будут показаны работы из галереи его имени в Феодосии. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на статс-секретаря — заместителя министра культуры РФ Аллу Манилову. Экспонаты выставки будут надежно защищены, заверил министр культуры РФ Владимир Мединский. «Отработана технология, — сказал он. — Во-первых, все картины страхуются. Во-вторых, снабжаются необходимой защитой. Не в первый раз выставки делаем, они каждую неделю проходят по всей стране. За последние годы количество выставок увеличилось, по-моему, раза в полтора». Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского располагает крупнейшим в мире собранием произведений художника. Среди 416 произведений Айвазовского, хранящихся в Феодосии, «Бриг "Меркурий", атакованный двумя турецкими кораблями», «Севастопольский рейд», «Корабль "Мария" на Северном море», «Георгиевский монастырь», «Море. Коктебель» и «Среди волн». В 2016 году в Государственной Третьяковской галерее проходила выставка «Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения», на которой было представлено 120 работ. За четыре месяца выставку посетили более 600 тысяч человек.(С)
42-Й
Коллекция Феодосийской галереи имени Айвазовского будет оцифрована
Выставка «Сокровища музеев России», которая с успехом прошла в ноябре в «Манеже», оцифрована. И скоро её экспонаты появятся в Интернете.
280 объектов разных жанров живописи из 50 региональных музеев страны охватывают период нескольких столетий: от эпохи Рюриковичей до времени советских генсеков. Среди «Сокровищ музеев России» и икона собора святых Киево-Печерской Лавры, и полотна Брюллова, Айвазовского, Дейнеки.
Постоянная экспозиция иконописи восстановлена в Екатеринбурге.
Постоянная экспозиция иконописи восстановлена в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. В ней представлены лучшие образцы Невьянской школы.
Крупный иконописный центр сложился на Урале еще в XVII веке, после церковного раскола, когда сюда бежали многие старообрядцы. Мастера создали новый самобытный стиль, в котором соединились лучшие традиции различных художественных школ России. Восемь лет назад постоянная экспозиция музея была вынужденно закрыта, залы ждал ремонт. После установки специального климатического оборудования в обновленной галерее на обозрение публики предстали 55 лучших образцов Невьянской школы.
Восстановление римского амфитеатра и другие культурные события.
орожно-транспортное происшествие с участием архитектурного шедевра во Флоренции, хорошие новости о восстановлении римского амфитеатра в Босре и новый памятник Осипу Мандельштаму на острове Русский.
скрытый текст
В историческом центре итальянской Флоренции автомобиль въехал в одну из несущих колонн коридора Вазари, части галереи Уффици. Виновник скрылся с места ДТП. Полиция занимается его розыском и изучает записи с видеокамер. Речь идет об ущербе в десятки тысяч евро. Переход Вазари соединяет два старинных дворца — Палаццо Веккьо и Палаццо Питти. Он представляет собой мост и крытую галерею, в которой выставлены около 700 картин, в их числе произведения да Винчи, Тициана, Веласкеса, Рубенса и других великих мастеров.
В сирийском городе Босра реконструируют римский амфитеатр. Во время гражданской войны он получил повреждения. Специалисты уверяют, что они не столь значительны, как казалось ранее. "Я был здесь до войны и, приехав сейчас, опасался, что амфитеатру нанесён очень серьёзный ущерб. Но теперь я настроен оптимистически, потому что повреждения не так серьёзны, и есть надежда, что здание получится восстановить в довольно короткий срок", - отмечает Махер Джархум, сотрудник Сирийского общества исследований и документации.
Римский амфитеатр в Босре был построен из черного вулканического базальта во II веке нашей эры. Он вмещает 15 тысяч человек, в нём великолепная акустика. В V веке амфитеатр был укреплен крепостными стенами с квадратными башнями в традиционном арабском стиле. Во время военных действий снарядом была повреждена зрительская трибуна, разбита мозаика, на стенах и колоннах заметны следы от пуль. Если памятник удастся восстановить быстро, то уже в следующем сезоне здесь вновь будут проходить музыкальные выступления.
В Норвегии разыскивают шесть картин Эдварда Мунка.
Сотрудники издания Dagbladet заявили о пропаже шести графических работ экспрессиониста Эдварда Мунка. Среди пропавших работ значатся полотны «Смерть Марата», «Омега плачет», «Плачущая девушка у кровати», «Портрет фру Р.», «Тиргартен-Берлин» и «Оге Кристиан Гирлёфф».
О пропаже картин стало известно случайно. Исследователи проводили расследования, связанные с исчезновением других полотен художника. Ранее Музей Мунка в Осло сообщал о пропаже 26 картин, однако, оказалось, что фактически эта цифра куда больше.
Директор музея Стейн Улаф Хенриксен не смог объяснить, почему пропажа работ известного норвежского художника не была зарегистрирована ранее. Наследница художника Элизабет Мунк-Эриксен назвала произошедшее «возмутительным событием».
Картины Эдварды Мунка пропадают не в первый раз. В 1988 году злоумышленники похитили картину «Вампир» из музея Мунка в Осло, в 1994 году – «Крик» из Национальной галереи, а в 2004 менее известный вариант «Крика» и «Мадонну». Все картины были возвращены в музеи.
Из музея Стенерсена в Осло исчезло 6 картин Эдварда Мунка. Сотрудники считали, что полотна находятся в запасниках, но в ходе проверки выяснилось, что их там нет. Журналисты выяснили, что 3 полотна похитил студент из Венгрии, но он покинул страну ещё до начала расследования.
В Центре Грабаря завершается реставрация иконы Божией Матери Одигитрии
Реставраторы Центра Грабаря завершают работу над одним из самых сложных и длительных проектов. Восстановление шедевра псковской иконописи ‒ иконы Божией Матери Одигитрии ‒ идет уже больше полувека.
Как образец. В экспозиции большого выставочного зала в Центре Грабаря псковская икона Божия Матерь Одигитрия ‒ на реставрации с 1967 года. Пять десятилетий работы нескольких поколений специалистов. Авторская живопись от поздних записей раскрыта полностью. Почитаемая святыня в одном из псковских храмов находилась в сложных для живописи условиях. Ее многократно укрепляли и реставрировали. На некоторых участках визуально считывалось шестнадцать слоев реставрационных перегрунтовок. Их снимали микроскальпелем всухую. Затем закрепляли. Использовать компрессы с растворителем было нельзя. Они могли уничтожить авторский слой и грунт. Но работа не завершена.
«Сейчас мы видим оригинальную авторскую живопись XII-XIV века. Хотя даже нет датировки этой иконы. Она не определена, потому что пока еще икона не введена в научный оборот. После того, как будет проведена окончательная реставрация, можно будет говорить о какой-то окончательной датировке», ‒ пояснила художник-реставратор высшей категории ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря Марина Скутте.
Икона Преображения Господня из Псковского музея-заповедника поступила в 2018-м. Предположительно, XVI век. Доска опилена со всех сторон, композиция сжата. Первые же пробы показали: икона под записями. Всего ‒ их три. Под верхним слоем открылся Спас Вседержитель тонкой, профессиональной работы. Следующие пробы показывают, под ним ‒ еще один Спас, в других одеждах. Выполнен сухо, почти ремесленнически. Но при этом изящный трон, очень изящная одежда. Но дороги назад нет. Реставратор снимает все слои до первого, авторского.
«Почему поднялась рука записать это? Довольно профессиональному человеку. А после этого записал совсем непонятно кто. Когда раскрытие дальше происходило, стало понятно, что потертостей очень много. Авторский слой поврежден», ‒ рассказала художник-реставратор высшей категории ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря Лариса Миронова.
США официально вышли из ЮНЕСКО — специализированного учреждения Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Решение вступило в силу в понедельник, 31 декабря, сообщает ТАСС.
Данный шаг был анонсирован Вашингтоном в октябре 2017 года.
По словам представителя американского дипломатического ведомства Хизер Науэрт, решение США выйти из организации связано с необходимостью реформы и «антиизраильской предвзятостью» организации.
Более 8 млн человек посетили в Москве фестиваль "Путешествие в Рождество".
Москва. 1 января. INTERFAX.RU - Проходящий в Москве с 14 декабря фестиваль "Путешествие в Рождество" уже посетили 8,3 млн человек, сообщили "Интерфаксу" в оргкомитете цикла городских уличных мероприятий "Московские сезоны" во вторник.
"Фестиваль проходит на 78 площадках в центре и в округах Москвы. Новый год также можно было встретить на площадках фестиваля "Путешествие в Рождество". Масштабная новогодняя программа продолжится 1 и 2 января", - сказал собеседник агентства.
Он отметил, что с 14 декабря в рамках фестиваля было организовано 3 тыс. 850 мастер-классов, в которых приняли участие более 37 тыс. человек, а также проведено 510 показов уличных театральных представлений, которые посмотрели более 99 тыс. человек. Кроме того, в спортивных активностях - таких, как мастер-классы по керлингу и сноубордингу, а также в подвижных играх - поучаствовали более 59,5 тыс. человек.
Мик Джаггер поставит балет на музыку The Rolling Stones.
Лидер рок-группы The Rolling Stones Мик Джаггер в тандеме с балериной Мелани Хамрик готовит постановку балета на музыку коллектива. Об этом пишет The Times.
Известно, что в балет войдут такие композиции, как She’s a Rainbow, You Can’t Always Get What You Want и Paint It Black.
Музей-заповедник "Спасское-Лутовиново" открылся после реконструкции.
В Орловской области в первые дни Нового года после масштабной реконструкции открылся мемориальный и природный музей-заповедник «Спасское-Лутовиново» - родовое поместье Ивана Тургенева, единственный в России мемориальный музей великого писателя.
скрытый текст
Картины в золочёных рамах, икона в серебряном окладе, письменный стол, вид из окна на старинный парк. В «Записках охотника», романе «Рудин», и письмах коллегам по цеху, Тургенев увековечил быт этой усадьбы. «Спасское-Лутовиново» можно назвать полноправным соавтором писателя.
В общей сложности в этом доме Тургенев провёл 17 лет. Тут он пережил ссылку. И именно здесь были созданы прославившие писателя литературные шедевры.
Усадьба несколько раз горела, во время Революции подверглась разграблению. Музейным работникам стоило огромного труда воссоздать сам дух родительского дома Тургенева. Предметы для экспозиции: мебель, книги, посуду собирали по частным коллекциям и антикварным лавкам. Интерьер комнат восстанавливали по гравюрам и литографиям и воспоминаниям современников великого писателя.
Бумажные обои были сделаны на заказ. Их рисунок полностью повторяет оригинал. Реставраторы смогли восстановить окна и двери, сохранив исходную фурнитуру. Шкафы из карельской берёзы и столы из красного дерева теперь выглядят как новые. При том, что они хорошо помнят времена царствования династии Романовых.
«При реставрации, в пружинах дивана был найден был найден камергерский ключ, с вензелем Николая II, принадлежавший по всей видимости супруге, последней владелице «Спасского-Лутовиного» Ольге Васильевне Галаховой», - рассказала директор мемориального и природного музея-заповедника Тургенева «Спасское-Лутовиново» Елена Левина.
Реставрация музея-усадьбы была приурочена к 200-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева. Строители укрепили фасад, заменили кровлю и коммуникации, обновили лепнину и резные украшения.
«Печи также были отреставрированы. Их отвозили в мастерскую, и там проходила реставрация, и потом они были собраны в том виде, в каком они изначально были», - рассказал заместитель руководителя Дирекции по строительству, реконструкции и реставрации Министерства культуры Александр Тарасов.
«Образы Китая». На выставке в Омском историко-краеведческом музее представили предметы быта, образцы прикладного искусства, народный лубок - то, что отражало традиционные ценности китайцев и их жизненную философию. Динара Шамец – с подробностями:
скрытый текст
Этот почётный зонт китайского чиновника достали из запасников впервые за всю историю Омского краеведческого музея. Такой мини-шатер несли несколько слуг. Появиться на публике без него для мандарина было верхом неприличия. На нескольких десятках лент – послужной список. Но вот имя владельца зонта – до сих пор тайна.
«Китайская письменность и иероглифика очень изменились за 20 столетие. Поэтому, чтобы расшифровать некоторые подписи на произведениях такого возраста и статуса, нужны именно специализированные знания», - отметил куратор выставки Михаил Ермола.
Вот такие туфельки-лотосы могли быть впору только женщине, чьи ступни, согласно китайской традиции, с самого детства туго бинтовались. Миниатюрная ножка считалась залогом успешного брака.
«Подобного рода туфельки находились на алтаре богини Гуань-инь, что в переводе означает матери. Туда женщины приходили, чтобы просить о первенце-мужчине», - добавил Ермола.
А это благопожелательные картины. Такие лубки на рисовой бумаге в XIX веке были во многих китайских домах. Этот – посвящен Новому году и приходу весны. Слон – символ счастья и вол, которого, как зиму, прогоняют красными лентами дети. Символ наступающего по восточному календарю 2019 года на этих картинках тоже есть. Но не в привычном нам образе. Иероглиф «семья» состоит из двух частей – «крыша дома» и «свинья».
«Когда Будда всех животных посмотрел, ему все понравилось. Но как же одиннадцать? Нужно ведь двенадцатое животное. Тогда слуга его спустился на Землю. И первое животное, которое он увидел, было свинья. Ее нес крестьянин на ярмарку. Вот свинью он и забрал. Символ для Китая очень важный: это и семья, и плодородие, и урожай», - поделилась заместитель директора Омского историко-краеведческого музея Юлия Сомова.
На удачу в делах могут надеяться и посетители омской выставки. Вход в зал охраняют чугунные скульптуры ши-дза.
Это сообщение отредактировал 42-Й - 09-01-2019 - 13:48
42-Й
Музей в Волжском (Волгоградская обл) приглашает к созданию шедевров коллажа.
Музей-мастерская Петра Малкова приглашает на занятия по технике коллажа. Они состоятся под водительством Екатерины Токаревой 12 января в 15 часов (Волжский, пр. Ленина, 44, вход со двора, тел. 8- 999-628-76-95).
Уникальную технику коллажа обожали кубисты, сюрреалисты, художники поп-арта. На занятиях будет сделана попытка – каждому создать свой зверо-коллаж. Для этого необходимо нести свои материалы: старый дневник, счастливый билетик, любимая наклейка, карта местности и т.п.
В канун Старого Нового года волгоградцам покажут необыкновенный концерт-спектакль «Святки на Дону». Его готовят специалисты Центра казачьей культуры Волгоградского государственного института искусств и культуры.
На сцене оживут старинные обряды: рождественские обходы, гадания, ряженье, колядование. Молодежные игры, песни позволят зрителям погрузиться в атмосферу святок на территории казачьего Дона. В праздничной программе примут участие известные волгоградские коллективы: творческое объединение «Беседа», фольклорно-этнографический ансамбль «Фомин День», фольклорно-этнографический ансамбль «Степь», ансамбль «Зацарицынская слобода».
– Зрители смогут стать участниками представления и принять непосредственное участие в святочных вечерках, - рассказала руководитель Центра казачьей культуры ВГИИК, профессор Ольга Никитенко.
Святки — славянский народный праздник, который принято отмечать двенадцать дней «от звезды и до воды», то есть от появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского водосвятия. Святки насыщены магическими обрядами, гаданиями, приметами, по которым строили прогнозы на год.
В Центре братьев Люмьер - выставка "Дэвид Боуи. Человек, который упал на Землю".
«Дэвид Боуи. Человек, который упал на Землю» открылась в Центре фотографии братьев Люмьер. Легендарный рок-музыкант и актер был великим мастером перевоплощений и идеальной моделью. Репортаж Ирины Разумовской.
скрытый текст
Джордж Андервуд и Дэвидом Боуи дружили с 9 лет, учились в техническом колледже и играли вместе в первой музыкальной группе Боуи. Умудрились поссориться из-за девушки, так что Джордж повредил Дэвиду глаз, что стало отличительной чертой образа музыканта. Они не просто оставались лучшими друзьями всю жизнь. Когда Джордж Андервуд стал художником, он оформлял обложки разных альбомов Боуи.
«Здесь он Дэвид сделал примерный эскиз тех образов, которые хотел бы видеть на обложке, и я их изобразил в своей стилистике ‒ тут из разных песен герои. А это ‒ мы затонировали фотографию его. Это простая техника: кистью поверх кадра наносится краска», ‒ рассказал Джордж Андервуд.
Альбом Hunky Dory вышел в 1971 году. 70-е годы, когда сделаны эти снимки, ‒ апофеоз творчества Дэвида Боуи. Агент музыканта сам позвонил именитому фотографу Стиву Шапиро в 74-м с предложением сделать фотосессию звезды.
«Он мечтал поработать с ним, поэтому сказал "да". Эта серия уникальна, она длилась двенадцать часов. Дэвид Боуи появился в студии в четыре часа вечера, а в четыре часа утра фотосессия закончилась», ‒ пояснила куратор выставки Наталия Герасина.
Во время фотосессии Боуи много импровизировал, придумывал: как и каким его снять. Заранее принес с собой много костюмов. Здесь он уже отошел от своего вымышленного образа-персонажа Зигги Стардаста, эпатажного, андрогинного, раскрашенного. Любимая фотография Стива Шапиро ‒ с лирическим Дэвидом Боуи.
«Особенно нравятся руки, кажется, что это непроизвольный жест. Кажется, что он не играет персонажа, а просто задумался. Как Стив Шапиро говорит, ему кажется, что здесь мы видим действительно Дэвида Боуи, человека вне какого-то персонажа, здесь он такой, какой он есть на самом деле», ‒ добавила Наталия Герасина.
В Петербурге пройдут лекции французских художников о стрит-арте Музей стрит-арта совместно с Французским институтом организовали в Санкт-Петербурге лекции французских художников. Жан Фушер и Мишеь Дюше расскажут об уличном искусстве. Так, в субботу, 12 января (18:00), в Музее стрит-арта состоится лекция Жана Фушёра. Встреча будет посвящена истории стрит-арта во Франции, который зародился в 1980-х годах ХХ века. Художник расскажет о о своем творческом пути и актуальной сегодня кураторской практике.
Во вторник, 15 января (19:00), во Французском институте запланирована лекция Мишеля Дюше, который расскажет о плакатной графике. На эту встречу вход будет свободным.(С)
42-Й
Фонды Волгоградского краеведческого музея пополнят артефакты возрастом за 4000 лет.
Фото: пресс-служба администрации области
Коллекции краеведческого музея обогатятся артефактами эпохи бронзового века. Они были обнаружены археологами в курганном могильнике Жирновского района.
В 2018 году специалисты Волгоградского областного научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры провели четыре археологических экспедиции в Урюпинском, Камышинском и Жирновском районах.
В последнем в одном из курганов было обнаружено отлично сохранившееся погребение эпохи средней бронзы (II тыс. до н.э.) с ритуальными предметами и украшениями: это курильницы, бронзовые топор, нож и ломик. Но особую ценность представляет подвеска, изготовленная из цельного золотого прута - ранее археологи находили только украшения или предметы, покрытые тонкими пластинами золота.
Краеведческий музей в течение 2019 года планирует организовать серию выставок, посвященную столетию российской археологии. Сегодня в фондах музея находится уникальная коллекция древностей, включающая более 50 тысяч экспонатов, рассказывающих о жизни первобытных племен периодов каменного века, о поселениях эпохи энеолита и бронзового века, раннего железного века, средневековья. Это самая крупная коллекция памятников археологии в ЮФО.
В Волгограде открывается выставка, посвящённая любимым, любящим и хорошим.
В областной библиотеке имени Горького открывается выставка волгоградского художника Аллы Поповой. Мастер назвала её «Моим любимым, любящим и хорошим посвящается».
скрытый текст
Алла Викторовна окончила Волгоградский государственный технический университет, где в дальнейшем 20 лет работала патентоведом. В настоящее время занимается живописью в собственной мастерской.
Свою первую небольшую акварель она написала в 2003 году, решив сделать другу подарок на день рождения. С тех пор было написано около 400 картин, большая часть которых находится в частных коллекциях Волгограда, Волжского, Астрахани, Ростова-на-Дону, Ижевска, Перми, Владивостока, Москвы и Варшавы. Данная экспозиция является уже 15 персональной выставкой.
В работах художника нет стремления к подражанию кому-либо. Представляя на холсте лишь то, что видит или хотела бы видеть, она уверена в своей искренности и считает, что это и есть сиюминутное счастье и наслаждение жизнью.
Актер Игорь Золотовицкий рассказал о своем отношении к мату на сцене
Актер МХТ им. А.П. Чехова Игорь Золотовицкий не считает, что даже талантливые режиссеры имеют право ставить спектакли с матом на сцене, но иногда это все-таки допустимо.
Золотовицкий занят в примерной пьесе «Офелия боится воды», где есть нецензурная лексика, и считает ее применение в спектакле уместным.
«Если это не оскорбляет, не звучит пошло и гадко и если вам как художнику не перечит совесть, можно», — отметил Золотовицкий.